v_gildenberg:
С наступающим!
Вернёмся к нашему обсуждению в 2021г
Возведение сети магистралей ВСМ свидетельствует лишь о работе китайского строительного комплекса! Ничего сверхъестественного в самом строительстве ВСМ я не вижу. Подвижной состав для ВСМ честно говоря был разработан не ими, хоть там и производился. Это касается и организации движения , связи , централизации и блокировки.
То есть куча китайских локомотивов, созданных в партнёрстве с европейцами по их технологиям - говорит вовсе не о каком -либо превосходстве китайской техники , китайской технической мысли.
Следуя Вашей логики и Россию следует назвать ведущей автомобилестроительной державой за счёт того что у нас есть отверточные производства в Калуге, Всеволожске !?

Что же, давайте будем разбираться - о чем на самом свидетельствуют успехи Китая в железнодорожном деле. И первое, что следует в связи с этим отметить - это то, что, в самом деле, ничего сверхестественного, такого, чтобы выходило за рамки материалистического, рационального, научного понимания действительности, а этом явлении нет. Но это и не означает того, что оно является совершенно обыденным и тривиальным. Вовсе нет. То, о чем мы говорим, является частью процесса возвышения Китая, превращения его в нового экономического лидера мира. Или, если выражаться более научно - в новый мировой центр накопления капитала. История последних 500 лет насчитывает четыре последовательно сменяющих друг друга таких центра. Сегодня, судя по всему, наступает черёд пятого - Китая, который буквально на глазах нынешнего поколения живущих готовиться стать мировым экономическим (а, следовательно - и политическим) гегемоном. Конечно, не факт, что наше поколение застанет завершение этого процесса - обычно это занимает не один десяток лет; но общая направленность происходящего, по сути, уже не оставляет сомнений в его конечном результате.
Это было, так сказать, общее замечание исторического свойства; теперь пришло время обратиться к конкретному разбору Ваших аргументов, посвященных железнодорожному аспекту.
И, прежде всего, надо отметить, что главное значение создания китайской сети ВСМ заключается в том неоспоримом факте - что китайцы это СДЕЛАЛИ. За несколько лет они построили самую протяженную в мире сеть таких дорог, кардинально преобразовав тем самым инфраструктуру своей страны. Для сравнения - в России, в которыой разговоры об этом на всех уровнях, включая высшее политическое руководство, ведутся уже 30 лет, не построено НИ ОДНОГО их километра, а в Китае - свыше 35 тыс. Это стало возможным благодаря нескольким факторам.
Первый из них заключается в том, что в этой стране на протяжении многих лет отмечались самые высокие темпы экономического роста, что позволило накопить огромные финансовые ресурсы, за счет которых это сооружение и велось. Это – очень важный факт, которым зачастую пренебрегают, поэтому я хочу специально акцентировать на нём внимание: Китай смог построить свою уникальную высокоскоростную железнодорожную сеть, сделать это быстро и с размахом благодаря тому, что он ЗАРАБОТАЛ на неё в результате очень высокого и очень устойчивого экономического роста, добытого за счет усилий в самых разных отраслях.
Второй фактор заключается в том, что для строительства этой сети была проявлена ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ. Т.е. эти финансовые ресурсы были не разворованы, не перераспределены в пользу некой узкой группы лиц, не вывезены из страны, и т.д. Нет – они были освоены, причем освоены в той форме, которая несла с собой несомненную ОБЩЕСТВЕННУЮ ПОЛЬЗУ. Опять же – можно провести параллель с Россией, которая в результате «тучных лет» в начале нынешнего века из-за благоприятной конъюнктуры на рынке углеводородов также испытала экономический рост, сумела хорошо заработать – и как был овеществлён этот капитал, во что воплотился?
Третий фактор – это то, что строительство было осуществлено Китаем полностью СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ. И инфраструктура, и инженерные сооружения, и вокзалы, и подвижной состав – все было построено китайцами, на китайских предприятиях, причем в кратчайшие сроки! Это, безусловно, выдающееся достижения. Разумеется, я не могу пройти мимо Вашего замечания, сводящегося к тому, что использование при этом китайцами иностранных патентов и лицензий совершенно обесценивает это их достижение. Что на это можно сказать? Во-первых, хочется спросить: а как, на Ваш взгляд, надо было «правильно» реализовать Китаю своё намерение построить сеть ВСМ? По-видимому, полностью игнорировать весь имеющийся опыт в данной сфере, прокладывая собственный путь «с нуля», так, видимо? И второе. Те издержки пути заимствования, на которые Вы намекаете, в-общем, конечно, понятны. Они заключаются в том, что, пока страна, идущая по пути догоняющего развития в той или иной отрасли, тратит время на копирование чужих достижений, лидеры данного направления могут значительно усовершенствовать те технологии, которые были избраны для копирования и таким образом вновь вырваться вперед. В общем случае так обычно и бывает. Но в данной ситуации надо иметь ввиду, что железнодорожная техника уже не находится на острие научно-технического прогресса, как это было в 19-20 веках (и о чем я писал в прошлом своем сообщении). Т.е. вряд ли уже существующие технологии смогут быть значительно усовершенствованы в ближайшие годы. Скорее всего, они более-менее останутся на существующем уровне и Китай просто встанет вровень с мировыми производителями, достижениями которых он воспользовался. А вот там, где речь идет о по-настоящему самых передовых технологиях, эта страна уже давно идёт своим путём и совершенствует их самостоятельно. Приведу буквально пару примеров в подтверждение этого утверждения. Например, телекоммуникационные корпорации «Поднебесной» являются одним из мировых лидеров в создании сетей мобильной связи 5G. Или же взять успех только что завершившейся лунной миссии "Чанъэ-5" по доставке на Землю грунта с её естественного спутника. В её ходе Китай продемонстрировал свои достижения в разработке, например, робототехнических систем, которые считаются одним из показателей современного и перспективного технологического развития.
Таким образом, мне, надеюсь, удалось показать, что Ваша весьма скромная оценка достижений Китая в сфере ВСМ является несправедливо заниженной. Теперь – по поводу Вашей столь же скромной оценки факта импорта Китаем своих локомотивов. Прежде всего, хочу напомнить факт, который наверняка хорошо известен Вам, как экономисту. Он заключается в том, что само по себе присутствие на мировом рынке с той или иной продукцией с высокой долей добавленной стоимости, (а транспортное машиностроение относится именно к этому сегменту, в отличие, например, от экспорта нефти), само по себе представляет собой одну из целей экономической деятельности. Потому что это способствует накоплению капитала, которое, в свою очередь, лежит в основе механизма капиталистического развития. И в этом смысле Ваша попытка уподобить это явление открытию в России сборочного производства мировых автопроизводителей способно вызвать лишь улыбку. Потому что прибыль, получаемая в результате такого производства, «утекает» к корпорациям, под брендами которых эти производства существуют. Т.е. накопление капитала происходит именно в тех странах, где зарегистрированы данные корпорации, а не в тех, где ведется «отверточная сборка».
P.S. Кстати, завод «Форда» во Всеволожске в 2020г закрыт. Т.е. теперь Россия не получает от него не только прибыли, но и налогов и рабочих мест для своих граждан.