С какого года начали курсировать в прямом беспересадочном сообщении поезда (или вагоны) из Ленинграда до Варшавы и Берлина/Парижа через Кузницу? С 1972-го?
В частности интересуют поезда Ленинград - Берлин, Ленинград - Варшава, Вильнюс - Варшава (расписания, схемы).
Однозначно точно могу сказать, что в 1972 г. прямое сообщение УЖЕ было (поезда №№ 25/26 "Ленинград-Экспресс" Ленинград - Берлин и 27/28 Вильнюс - Белосток). В 1969 г. сообщение ЕЩЕ было пересадочным по Кузнице (поезда Ленинград - Кузница, Вильнюс - Кузница, Гродно - Кузница).
Первыми появились:
- поезд Ленинград - Берлин с вагонами до Варшавы (позже, в середине 70-х, добавились вагоны до Дрездена, Парижа, Вильнюс - Берлин, в начале 80-х добавились вагоны Рига - Берлин, Ленинград - Кёльн, с начала 90-х Рига - Варшава);
- и поезд Вильнюс - Белосток (с конца 80-х № 103/104 и с начала 90-х опять 27/28), в середине 70-х продленный до Варшавы (с начала 80-х добавляются вагоны Таллинн - Варшава) и с начала 90-х до Берлина.
С начала 80-х:
- поезд № 21/22 (с конца 80-х № 109/110, с начала 90-х № 57/58) Ленинград - Варшава с вагоном Рига - Варшава до начала 90-х.
Плюс к этому, с начала 90-х стали появляться кроме стандартных Гродно - Кузница по узкой колее: Гродно - Гдыня/Варшава/Белосток и №№ 35/36 "Бородино" Москва - Варшава через Гродно с вагонами Минск - Варшава и Таллинн - Варшава. Позже сократили до барахолки в Белостоке, а потом и вообще отменили с угасанием челночного бизнеса.