Мурзюша: А почему это плохая идея, о многогруппных поездах в Сибирь и на Дальний Восток? Продажу до ближних станций вполне можно ограничить.
То, что было в 80х-90х годах, сейчас уже по большей части утратило свою актуальность. И пассажиропотоки перераспределились, и глобальной проблемы невывоза нет. И на дальние расстояния сейчас почти никто на поезде не ездит. Во всяком случае, таких пассажиров мало. Все ушли на самолёт.
А Вы в самом деле каждый год ездили в отпуск с БАМа в/на Украину на поезде? При том, что сами работали машинистом и такой "романтикой" были и так сыты по горло? И при том что работали в районах, приравненных к Крайнему Северу, и проезд в отпуск должен был оплачивать работодатель?т.е.соображения экономии тут отпадают? А в чем причина, почему Вы не летали на самолёте?
Разъясняю по пунктам:
1. Многогруппные поезда плохи тем, что они увеличивают время в пути за счет многочисленных прицепок (отцепок). Далее, при опоздании по прибытию первых групп (первых со вторыми и т.д.) на прицепку все остальные группы вагонов (вторые, третьи и т. д) "автоматически" будут отправлены с опозданием мнгогогруппного поезда - так как сократить технологическое время стоянок не удастся. При маневрах с пассажирскими вагонами, занятыми людьми, ухудшается безопасность пассажиров на станциях прицепок-отцепок. Про ограничение продажи до ближних станций уже написал.
2. Только кажется, что в сибирских поездах меньше людей ездить стало - в пути частая сменяемость пассажиров, особенно между областными центрами, а также в/из районных центров. А в сумме это приличное количество пассажиров. Самолеты же не везде летают, т.к. "прихватизаторы" развалили всю малую авиацию (весьма активно работавшую на местных трассах в СССР). Да и летать некоторые люди не могут, т.к. состояние здоровья не позволяет.
3. Мог ездить каждый год - отпуск у машиниста был тогда с северной выслугой 56 суток (у меня за какой-то год был максимум - 63 суток). Отпуска можно было соединять, работая без отпуска несколько лет подряд (но это было тяжело - зимы слишком длинные, по 10 месяцев и больше). Я обычно ходил в отпуск за два года. Ежегодные ж.д. билеты формы № 6 были бесплатные (доплачивали только за купе, к 90-м стали выписывать бесплатные билеты и в купе). Также раз в два года можно было выписать дополнительный ж.д. билет формы № 6Г (для работающих на Северах). В отличие от сегодняшних времен, когда ОАО "РЖД" выписывает подобные билеты по кратчайшему расстоянию без изменения маршрута да еще "дерет" налог 13 % за билет, тогда можно было уехать в отпуск по одному маршруту, а вернуться по другому (причем любой "кружностью"). Многие так почти всю страну объездили в туристических целях (т.к. по маршруту можно было сделать несколько остановок в пределах сроков годности билетов). Так как времени в отпуске было "валом", то езда в отпуск и обратно в поездах особо никого не напрягала - отпускники в поездах "культурно отдыхали", а желающие устраивали разгрузочные диеты ("питаясь" всю дорогу почти исключительно минеральной водой) Да и назад обычно "затаривались" из родных мест дарами садов, полей, лесов и огородов (особенно это стало актуальным к концу 90-х, когда значительно ухудшилось снабжение продуктами).
4. Самолетов тогда было мало, билеты на дальние расстояния были достаточно дорогие, прямые рейсы были в основном только в Москву, а улететь можно было либо из Нерюнгри, либо из Благовещенска (и туда и туда надо было еще добраться). Работодатель стал оплачивать северянам проезд в отпуск только со второй половины 90-х, лишь после этого стали летать активнее - правда, в основном, в отпуск. Из отпуска предпочитали также возвращаться поездами по причинам, обозначенным выше. Кто возвращался из отпусков осенью и в начале зимы, обычно по Сибири при стоянках на станциях затаривались картошкой и мясом - помню, когда по Называевской менялись свердловские и барабинские "чебурашки", то за 15 минут стоянки поезда торговцы мясом успевали продать его на поезд № 76 из 5-ти .7-ми грузовых машин. Сейчас и "чебурашек" там нет, и почти все дальние поезда напроход идут по Называевской (а у оставшихся поездов остановки там лишь по две минуты).