Мурзюша: В моё время (90-е годы) просто устроиться на работу в ВЧД Москва-Белорусская или Москва-Киевская было не трудно. А вот чтобы ездить именно на международных рейсах (Варшава, Прага и т.п.) - да, нужно было дать большую взятку) Однако, рейсы именно в страны бывшего СССР (в Украину, Молдавию,...) не котировались, там работали обычные проводники. Т.е.попасть на них мог любой проводник.
Кстати, Москва - Климов в старину ходил до Новгорода-Северского. А сейчас там даже рельсы разобрали, эх...
А я работал в ВЧД Москва-Октябрьская, там элитным поездом был "Лев Толстой" Москва - Хельсинки. На жаргоне назывался "Лева". Но и туда кто-то попадал за взятку, а кто-то просто так - потому что давно работает и косяков нет)
Спасибо ! В начале - середине 2000х годов вообще был швах - давали взятку, чтобы устроиться даже на Николаевку и в Москву-3 ! Без взятки и без блата принимали только по срочному трудовому договору на летние перевозки. Таких проводников называли "контрактники". Они должны были заплатить за обучение, за медкомиссию, причём уплаченные за медкомиссию деньги им не возвращали, в нарушение Трудового кодекса ! Возвращали только тем, кто на постоянку устроился, а для этого нужен был блат и (или) взятка.
Сейчас лепота... Объявления о приёме на работу проводником вагонов висят и в вагонах поездов, и на вокзалах. Представить себе такое году в 2000 - 2006 невозможно ! Значит, некоторый порядок в пассажирских перевозках всё-таки навели. Давать взятку за то, чтобы стать проводником - это вообще ни в какие ворота не лезет...