Reminis: А вообще, мне очень импонирует тот факт, что РЖД похоронило дикую идею Якунина о переводе всех в купе (т.е. в дерегулируемый сегмент), и все-таки ищет возможности сохранить бюджетный формат ПДСных перевозок, модернизируя плацкартные вагоны, но не отказываясь от них как от класса.
Вот на самом деле не совсем понятно, почему этим не занялись ещё в 00-е, ибо уже тогда всем было ясно, что проблема давно назрела и перезрела. Похоже, причина тут была в упомянутом Якунине и, возможно, в ком-то ещё из высшего руководства тогдашнего РЖД. Они реально и искренне считали плацкарт "пережитом совка" (примерно так Якунин и говорил), поэтому какие-либо варианты модернизации плацкарта просто не рассматривались, а пытались искать ему замену в виде упрощенных купе (упомянутых 6-местных кушетов, а затем и двухэтажек).
Сейчас, похоже, всё поняли, что эта неадекватная замена ни экономически (на цену плацкарта выйти пока не получается, кроме непиковых дней), ни социально. Современному пассажиру на самом деле некомфортно запираться в тесной коробочке с незнакомыми людьми, нюхать запахи их носков, слушать храп и прочие звуки. Люди хотят побольше индивидуального пространства и максимально возможной изоляции от всех остальных. И тут в бюджетном сегменте может быть только одно решение - модернезированный плацкарт.
Reminis: Кстати, еще приемлемый вариант сохранить провозную ёмкость вагона, не отказываясь от классических типоразмеров - это 6-местный кушет а-ля Китай, без боковушек. (кстати, такой же "плацкарт", 6-местные купе, есть к примеру в Австрии).
Если с перегородкой, то жуткий вариант (выше объяснил почему). Если же без неё (как в Китае), то нормальное решение для модернизации старых вагонов. Делать же такой плацкарт в новых вагонах я не вижу смысла, ибо сейчас появились решения ("шахматы" и "ёлочка"), которые при примерно такой же плотности предоставляют пассажирам куда больше личного пространства, и при этом не требуется трёхярусное расположение полок.
Себастьян Бах:Ну с этим-то все понятно. Плацкарт - это возможность разводить государство на дотации/субсидии. Оттого и вереница всевозможных презентаций, которую мы наблюдаем.
И это тоже. Но тем не менее, обеспечение транспортной доступности для широких слоёв населения - это не роскошь, а необходимость, которая косвенно окупается с лихвой. Поэтому субсидии, несмотря на потенциальную возможность махинаций, необходимы. Иначе за пределами более-менее развитых регионов люди просто останутся без адекватного транспорта.
Себастьян Бах: Если говорить о бюджетности и доступности плацкарта, то надо идти не к повышению комфортности. а к снижению себестоимости перевозки. И трехуровневые полки для пассажиров - именно то, что нужно..
Нужно делать и то, и то. С одной стороны, конечно, нужно совершенствовать вагоны, делать их более экономичными в эксплуатации. С другой, и комфорт нужно повышать, причём существенно. Железная дорога должна быть привлекательна не только ценой. Мало того, если плацкарт станет существенно комфортней, то он привлечёт немало новых пассажиров (в первую очередь из купе и, возможно, из других видов транспорта) и тем самым сделает себестоимость перевозки ещё ниже. И наоборот, отток пассажиров ведёт к росту себестоимости.
Себастьян Бах: Надо исходить из реального спроса. Возьмите маршрут СПб-Москва в несезон. когда есть скидка на неудобные места плацкарта.
Легко обнаружите тот факт, что неудобные места разлетаются в первую очередь, причем на несколько недель, а то и месяцев вперед. Нижние полки еще есть в большом количестве, а верхних боковушек уже нет.
Если честно, то крайне удивлён. Мои наблюдения (маршруты восточнее Урала) крайне противоположны. Места со 50%-ной скидкой есть практически всегда, типичная ситуация при покупке в день отправления - нижних купейных нет, верхних купейных - 1 - 2 места (если повезёт), нижние боковые - 2 - 3 места, "скидочные" - 2 - 5 мест.
Видимо, покупка в первую очередь "скидочных" мест - это специфика направления Москва - Санкт-Петербург. Почему, там такое наблюдается (а жители этих городов уж точно не бедствуют) мне не совсем понятно...