LmV: В чём выгоды? Так в том, что перестали, наконец, ВСЁ покупать за Бугром, тем более там, где могли (и смогли) нас кинуть. И стали, наконец, думать массово, как либо создать, либо - откуда можно притаранить и скомбинировать. А ЭП20 - лишь одно из много, не влияющий на общую картину.
Как раз-таки ЭП20 – пример весьма характерный, дающий представление о картине в целом. Итак, о чем нам этот пример говорит? Прежде всего – о том, что это была САМЫЙ УСПЕШНЫЙ электровоз на полигоне РЖД. Таково единодушное мнение всех, кто интересовался этим локомотивом, его техническими характеристиками и эксплуатационными показателями. При этом никак претензий к нему не предъявлялось. Хорошо ли то, что в основу его конструкции была положена разработка «Альстом», а наиболее сложный и ответственный агрегат, тяговый преобразователь, целиком изготавливался на французском предприятии? Даже если это как-то беспокоило российскую сторону, то никаких следов такого беспокойства мы не встречаем. Хотя, казалось бы, если тебе не нравится, что ты вынужден покупать чужое вместо того, чтобы строить свое – так и развивай помаленьку свое, занимайся этим самым «импортозамещением»! Впрочем, справедливости ради надо сказать, что доля отечественных узлов в конструкции ЭП20 постепенно росла; но она качалась лишь внешних элементов: маски кабины, прожектора, и т.д. Все ответственные узлы по прежнему имели импортное происхождение.
Но дело не в этом. Если существовало желание заменять импортное отечественным – то что мешало начать его осуществлять ещё до введения западных санкций? И зачем пытаться скрыть то, что общеизвестно: Россия ВЫНУЖДЕНА была начать разрабатывать замену ставших недоступными после ухода с нашего рынка западных кампаний изделий? Зачем говорить, что, дескать, очень даже хорошо, что избавили нас от этой кабалы? Почему же тогда сами до этого не старались от неё избавиться. Да, конечно, на это можно возразить, что иногда просто в силу внешних обстоятельств начинают «выгребать», на что прежде не могли решиться – и в результате приходят к очень позитивным результатам. Может быть, что и санкции пойдут в конечном итоге на пользу, помогут если не преодолеть технологическое отставание, то, по крайней мере, сократить его. Но в любом случае это возможно сделать лишь тогда, когда вещи честно называются своими именами. Производить тяговые преобразователи для мощных электровозов с АТЭД отечественная промышленность так и не научилась и на новом электровозе ЭП40 они предусмотрены китайские. Зачем же пытаться скрыть этот очевидный факт? Как говорится в известном анекдоте, «так ты слона не продашь».