https://t.me/aviatorshina/6356Цены на взлёт: новые терминалы угрожают доступности перелётов.
Российские авиакомпании обеспокоены резким повышением тарифной нагрузки в аэропортах, где в последнее время открылись новые дорогостоящие терминалы. Правительственная комиссия по транспорту 21 мая согласовала кратное увеличение аэропортовых сборов в Магадане (где введён терминал за ₽12,6 млрд), Улан-Удэ (₽3,9 млрд) и МинВодах (₽16,4 млрд). При этом она отказала в повышении тарифов в Петропавловске-Камчатском (₽33,7 млрд), отправив заявку на доработку.
Согласно аналитическим материалам к правкомиссии, с которыми ознакомилась «Авиаторщина», стоимость обслуживания одного рейса на Boeing 738 в этих аэропортах подорожает в 2-5 раз к 2029 году. В Магадане — в 3,5 раза (до ₽1,64 млн), в Улан-Удэ — вдвое (до ₽620 тыс), а в МинВодах — на 74% (до ₽561 тыс). В Елизово предполагалось пятикратное удорожание (до ₽1,59 млн).
В перерасчёте на одного пассажира аэропортовые сборы вырастут на ₽2 тыс. в МинВодах и Улан-Удэ, а в Магадане (и, как ожидалось, на Камчатке) — на ₽8 тыс. (до ₽11 тыс).
Такой существенный рост себестоимости рейсов на ряде маршрутов, в особенности на Дальнем Востоке, где основным драйвером обеспечения авиаподвижности населения являются программы субсидирования, приведёт к ситуации, когда только аэропортовые расходы превысят выручку авиакомпаний с субсидируемого пассажира. А она ограничена предельными тарифами, установленными государством, выше них перевозчики не могут продавать билеты льготным категориям граждан: пенсионерам, студентам, многодетным семьям, инвалидам и жителям ДФО.
Например, на маршруте Владивосток-Магадан выручка с одного субсидируемого пассажира не может превышать ₽7,5 тыс. Из них ₽3 тыс. — это предельная цена билета, а ₽4,5 тыс. — субсидия, которую государство выплачивает авиакомпании за перевозку льготника. При этом только аэропортовые сборы в Магадане обойдутся перевозчику в ₽11 тыс. за пассажира, то есть превысят его выручку почти на 47%.
Причём авиакомпании несут и другие расходы: затраты во второй авиагавани, на топливо, техобслуживание самолёта, зарплату персоналу и т.д. В нормальной ситуации аэропортовые расходы (за обслуживание в двух авиагаванях маршрута) в пересчёте на пассажира не превышают 20% в себестоимости.
Поэтому без пересмотра предельного тарифа или увеличения субсидий для покрытия повышенных аэропортовых сборов авиакомпании неминуемо будут вынуждены отказаться от перевозки льготных пассажиров и впоследствии сократить число рейсов по субсидируемым направлениям.
В зоне риска около 20 маршрутов, где аэропортовые сборы составят значительную часть от выручки или вовсе превысят её. В Магадане это маршруты в Екатеринбург, Владивосток, Москву, Новосибирск, Питер, Хабаровск, Якутск, на Камчатку и в Сочи. Из Улан-Удэ — в Мирный, Новосибирск, Красноярск. С Камчатки во Владивосток, Москву, Новосибирск, Питер, Хабаровск, на Сахалин.
Отдельно авиакомпании озабочены и нерегулируемыми аэропортовыми сборами за приём/выпуск бортов, буксировку, посадку/высадку и доставку пассажиров, уборку салонов, заправку водой, обслуживание туалетов и др. Их ценообразование непрозрачно и непредсказуемо, зачастую рост тарифов превышает уровень инфляции, что дополнительно увеличивает издержки перевозчиков.
Также на них давит и подорожание авиатоплива в РФ на 30% за последний год (превысило уровень зарубежных аэропортов), и многократно возросшие затраты на поддержание лётной годности. Плюс в сентябре добавится инфраструктурный сбор для финансирования реконструкции аэропортов в размере ₽150 на пассажира.
Все эти факторы, без принятия государственных мер, приведут к резкому росту себестоимости перевозок и конечных цен на авиабилеты, что отрицательно скажется на пассажиропотоке, незащищённых слоях населения и внутреннем туризме, сказано в материалах.
Правкомиссии предложено провести сглаживание роста аэропортовых тарифов на весь период окупаемости новых терминалов, увеличить объёмы субсидирования авиаперевозок в ДФО, обеспечить государственный контроль стоимости нерегулируемых аэропортовых услуг.