Насчёт пользования пассажирами верхних полок местом на нижних с точки зрения правил, по-моему, ситуация тупиковая и иначе, как полюбовной договорённостью решена быть не может.
НУ вот действительно, нижний пассажир, имея билет на свою полку, имеет полное право лежать на ней хоть от Калининграда до Владивостока. С другой стороны, столик тот же - нигде не сказано, что он только для нижних, и верхний, разве что только если он не взял с собой складной стульчик или рыбацкий ящик-сидушку, вправе присесть на чужую полку, чтобы пообедать.
Регламентировать, как тут предлагалось, нижние места в качестве сидячих с 7 утра до 21? Так тоже уже неоднократно говорилось, сел, допустим, человек в поезд в 4 часа утра, а значит, скорее всего, этой ночью он вообще ещё не ложился, пока проводник у него по отправлению билеты проверит, пока постель выдаст, пока он гигиенические процедуры перед сном совершит - как минимум, уэе 4.30 будет. И в 7 - просыпаться и освобождать место тем, кто и так свои места имеет, но хочет посидеть?
Регламентировать строго определённое время для обеда верхнему пассажиру, скажем, с 14 до 15? Так, как следует из вышесказанного, поезд - это не армия и даже не пионерский лагерь, режим дня в нём не уместен, всё определяется временем посадки попутчиков, их часовым поясом, да хотя бы индивидуальными интересами!
Установить, допустим, право занимать верхнему пассажиру место на нижней полке три часа в день в общей сложности - вообще смешно. Кто будет стоять рядом с ним с секундомером и замерять, сколько времени он уже просидел?
А тоже прозвучавшее предложение лежать нижнему на верней полке, пока верхний сидит внизу - так чем это вообще от обмена отличается? К тому же в правилах записано, что пассажир имеет право ехать на том месте, на которое у него билет куплен?
Не, законодательно тут не уладить. Тут действительно единственное что - это просто по-человечески договариваться.