Прочёл исследование Центра агропродовольственной политики РАНХиГС в ходе «Оценка влияния институциональных и структурных изменений на развитие аграрного сектора России» (ссылку, ссылку дай скотина!
![:Очень злой: :]:-O:](./images/smilies/Nezloy01.gif)
на, держи !
https://www.vopreco.ru/jour/article/view/2163)
Уже в 2016 г. на долю 100 СХО (0,5%), владеющих крупнейшими активами, пришлось 29% всех активов сельхозорганизаций страны, а на 2,5% – уже больше половины.
Те же 0,5% – 100 сельхозорганизаций с крупнейшими активами – получили в 2016 г. 57,9% всех выданных банками СХО инвесткредитов, а 1% СХО – две трети кредитов. На долю 95% организаций, не вошедших в топ-1000 владельцев активов АПК, пришлось лишь 12,4% общего отраслевого объема кредитования.
В 2016 г. около 12 200 (62,3%) включенных в базу данных Минсельхоза сельхозобъединений (СХО) вообще не имели земли в собственности, у 8,5% доля собственных сельхозугодий составляла 4,5% от используемых, зато у 1779 СХО (9,1%) находились в собственности практически все используемые ими земли. Наконец, 20 СХО (0,1%) имеют в собственности 2,4 млн га сельхозугодий (13,6%). При этом с ростом персональных и корпоративных латифундий растет и доля неиспользуемых земель. Такая концентрация земли в земельных банках создает высокие риски удорожания любых проектов – в том числе инфраструктурных.
«Бесконтрольная монополизация рынка крупными агрохолдингами сопровождается вымыванием малых и средних предприятий, что, в свою очередь, создает структурные ограничения для развития сельских территорий, обрекает их на стагнацию и в конечном счете замедляет рост в АПК», делают вывод исследователи РАНХиГС Наталья Шагайда и Василий Узун Как эксперт с мировым именем в сельском хозяйстве (сажал в детстве картошку и другой помидор) естественно я везде все понимаю и конечно слежу за сельхозлогистикой
Так вот. Просто представьте себе товарное производство пшеницы. Малое хозяйство не сможет купить по рыночной цене со скидкой - НИЧЕГО, ни удобрений, ни СЗР, комбайн только в аренду и последним. Элеватор малой мощности - дорого в пересчете на тонну, платить большому элеватору - ха и в очереди последний и цена максимальная.
Хорошо. Фрукты. Можно без монополизма? Как? Хранение, логистика, переработка. Ну наверное можно с выгодой, если совсем мало, тонну черешни и 2 тонны яблок довезти и на Даниловском рынке продать. Не в Подольске даже ! Но тысячу производителей яблок московские рынки и даже ФудСити не осилят чисто бюрократически.
Про мясо и подавно страшная история - частное производство, кроме выпасного в отдаленных районах - ЗЛО. Вон китайцы до чего дошли в борьбе с эпидемиями свиней. Да была такая традиция и власти разрешали - выращивать себе бычка или поросенка в хозяйстве к Новому Году. Но скорость переноса эпидемий сегодня такая и риски такие, что ну его на фиг. Пусть лучше монополия с полной ответственностью. А частник еще и коррупцию мелкую плодит - вместо нормальной ветеринарии и чистки хлева 10 кило свининки пообещает в декабре отдать проверяющему.
А да. Кредит, страховка, госуслуги - зачем банкиру бегать раздавая по миллиону тысяче мелких фермеров, он лучше даст миллиард холдингу на новый свинокомплекс. То же со страховкой, тоже и с госуслугами. Налоги не отбиваются и проценты не отбиваются.
(тут можно про микрокредиты, индийского нобелевского лауреата - но это точно вопрос не к Росселхозбанку и владельцам крупных холдингов)
Для примера сравним наше ЖД и Авто хозяйства. В ЖД примерно такая же монополизация. И причина простая. Вы не можете оказать клиенту услугу полноценную и дешевую, если у вас 10 вагонов, и если 100 - тоже не можете. Рентабельная массовая перевозка даже контейнеров начинается с 2-3 тысяч платформ, в зерне меньше 5 тысяч хопперов смысла нет держать, а если у тебя 100 вагонов, то угольщик тебе заплатит меньше, чем тому у кого 1000. Хорошо заплатит щебеночник, но тебе жалко технику - это как свинью с поросятами на Бентли к возить. Засрут, раздолбают, доведут до потери товарного вида.
А вот в авто - у нас гулялово и до монополизации сильно далеко. Крупные холдинги совокупно и 10% рынка не держат. Этих холдингов, с учетом Магнита даже, всяких Деловых Линий, ПЭКов и пр - всего более 100. Вот и считайте. На каждый менее 0,1%
В Железке работают хорошо за миллион человек (вместе с РЖД). Все посчитано. Везде понятны рентабельности, статистика, есть отношения с банками, лизинговыми конторами и прочими. Красивый цивилизованный рынок, с капитализациями и бенч-марками. В авто, считается, работают чуть ли не под 10 млн. Но это враки статистики. Миллиона 3 на постоянной основе. Ни статистики, ни нормальных перспектив, уровень смертности на тонну перевезенного груза наверное не надо объяснять. Уровень зарплат - меньше. Стабильность нулевая.
В целом - начитались Они всяких фризов с их пропагандой ухода в леса Нечерноземья семьями из больших городов. Надо все таки не путать романтику ручного труда с реальностью нашей жизни. У большинства горожан это мечта жить в дешевом и чистом месте, работать по удаленке в городе и собирать для себя и друзей грибы-ягоды, да радоваться поделками из льна, выращенного на 3-4 сотках.
