AlexPaen:Есть очень приличные автобусы, в которых ехать удовольствие и 4-5-6 часов пролетают спокойно.
Но, полагаю, в Псков такие не ходят, судя по данному комментарию.
Да какими бы замечательными ни были автобусы, - но, ИМХО, - более-менее комфортно в автобусе ехать: где не пройтись, не постоять в тамбуре, не заказать чаю/кофе, не сходить нормально в туалет, - только на "бытовых" остановках - что неудобно зимой; где нет предсказуемого (с точностью до минуты) времени в пути: автобусы в норме приходят в режиме "плюс-минус час" из-за пробок (иногда опоздания составляют и несколько часов, и т.п., - можно максимум в радиусе 3-4 часов пути (т.е. 150-200 км).
При проезде на бОльшие расстояния (даже региональные) - поезд уже удобнее (при его наличии), - особенно в ночное/поздневечернее время, - или в дни пиковых пятничных/предпраздничных перевозок (когда в пятницу тот же автобус СПб-Новгород - несмотря на расстояние всего в 200 км, - идёт вместо трёх часов - 6, - и иной раз даже работающие в Питере новгородские автомобилисты оставляют машины в Питере, - и едут к родителям на "Ласточке").
Понятно, что существуют и автобусы из Питера в Крым, - или из Москвы в Польшу или Чехию. Понятно, что кто-то ими даже пользуется (в силу их дешевизны).
Но, моё глубочайшее убеждение:
автобусы неудобны для дальних поездок.
Субъективно (лично испытал на себе): переезд на автобусе Петропавловск-Камчатский - Усть-Камчатск (900 км, порядка 11 часов) на Камчатке переносится гораздо тяжелее - чем даже 9-часовой перелёт на самолёте в тот же Петропавловск из Москвы. Но на Камчатке с её плотностью населения (стремящейся к нулю), огромными расстояниями и отсутствием железных дорог, - автобусное сообщение оправдано.
А в центральной России, - где есть коридоры со вполне себе железнодорожным пассажиропотоком (Москва-Иваново, СПб-Псков и т.п.), - заменять их автобусами только потому что "так дешевле", - ИМХО, маразм. Там где есть железка, - автобус - это всего лишь убогая замена. Единственный "плюс" автобуса - ниже себестоимость перевозки в нём. Больше плюсов у него нет.
А когда есть железная дорога; по ней всё равно существует грузовое движение и ходят рабочие поезда с бригадами её обслуживания... - то можно запустить и пассажирское движение, - пусть и с невысокой рентабельностью. Сугубо ИМХО.