Igor K.:
Дык абсолютная монархия, царь-батюшка и всё такое. Нет, я понимаю, что это только в рекламе государь за бутылкой пива потянувшись прочертил проект будущего Транссиба на карте :-) Но и в реальности в таком грандиозном проекте без вмешательства Его Императорского Величества не обошлось, стройка началась по именному императорскому указу. Да, собственно, все такие грандиозные прожекты во все времена, что царские, что советские, что после с самого верха контролировались.
В действительности механизм принятия решений и общей управленческий алгоритм при строительстве ВСП очень сильно отличается от того, что мы видим на примере нынешней ВСМ.
Тогда началу строительств предшествовало многолетнее профессиональное обсуждение, аргументированные записки, составленные местными (сибирскими) властями. И лишь после последовало высочайшее повеление о начале строительства. Причём вслед за этим был образован специальный комитет, ведающий делами этого строительства, во главе которого государь поставил самого своего доверенного человека – наследника престола.
В случае с ВСМ всё происходит совершенно иначе. Нет профессиональных обсуждений, нет обоснований выбора трассы, и т.д. Просто вдруг ни с того, ни с сего появляется президентский указ, после чего все начинают дружно хлопать в ладоши и говорить – как давно они его ждали.
Вообще система ручного управления страной, которую мы сегодня наблюдаем, имеет важные отличия от традиционной для России системы самодержавного правления. И главное из этих отличий заключается в том, что принятие всех решений не происходит на отведённом им уровне, а делегируется на самый верх – непосредственно Путину.
Такого не было не только при царях, но даже при сталинском правлении. Тогда должностные лица самостоятельно принимали решения, отнесённые к их компетенции, и сами же несли за это ответственность (подчас, как известно, излишне суровую). Лишь отдельные, наиболее важные с политической точки зрения решения, принимал непосредственно Сталин. Их перечень все хорошо знали и, конечно, не собирались в этом ему перечить. Но, повторяю, это были отдельные особо важные политические решения, а не любые хозяйственные (как ,например, начало нового железнодорожного строительства).