seregathebest:
Сами посудите. На земле еще перед вылетом видят красное пятно на погодном радаре и понимают что их ожидает жопа. Взлетают, все сверкает и трясет, срезают схему в попытках уйти от грозы, но все равно ловят разряд и в течение 15ти секунд происходит "перезагрузка" самолета, автопилот вырубается (напомню, что с нынешней автоматизацей для многих пилотов теперь полет без а/п стал тоже стрессом (привет руководству авиакомпаний), в ручном режиме самолет ведет себя совершенно непривычно для экипажа, к тому же проблемы с радиосвязью. На прямой их встречает сдвиг ветра и орущая в течение 30секунд сигнализация, что ребята, надо бы на второй круг уходить. Потом еще решают поднырнуть под глиссаду и уже другая сигнализация срабатывает, в итоге сует тягу слишком сильно, перелет, огромная скорость, бессознательно переложенный реверс, а дальше по сути агония без всякого здравого смысла.
Честно говоря, никак не могу разделить эту оценку. Давайте будем разбираться.
Первое. Пролет через грозу был ошибкой – это очевидно. Но означает ли, что и все последующие действия экипажа являлись ошибочными или, по меньшей мере – неосмысленными? Я этого не вижу, как не вижу и свидетельств психо-эмоциональной неуравновешенности.
Вот после перехода на ручное управление они пилотируют не очень уверенно, сопровождая это недоуменными репликами. Но сами реплики спокойные, без мата (который обычно является признаком стресса).
Дальше также спокойно принимают решение возвращаться, переговариваются с диспетчером, предупреждают кабинный экипаж. Что не так делается? Интересно, конечно – почему решили не вырабатывать топливо; наверняка объяснение этого решения прозвучало. Или, напротив – не прозвучало, но может быть просчитано. Во всяком случае, установки «скорей домой» там не было – это уже определённо. Т.е., опять-таки – паники в кокпите не наблюдалось, была уверенность в том, что сядут нормально.
Далее. Извещение о возможном сдвиге ветра по курсу было проигнорировано? Это было ошибочное решение? Нет, поскольку условия посадки не осложнились ветровым сдвигом. Что ещё? Командир ушел под глиссаду. Да, ушёл, но ранее Вы сами же и объяснили смысл этого манёвра: начать выравнивать раньше, гасить вертикальную скорость. Да, впоследствии оказалось, что это привело к жёсткой посадке, но ведь изначально-то цель была благая – компенсировать превышение допустимого посадочного веса. Т.е. само действие было осмысленным и обоснованным.
Наконец, никак нельзя согласиться с тем, что после жёсткого приземления и начала пожара наблюдалась «по сути агония без всякого здравого смысла». Командир объявил эвакуацию, они со вторым пилотом последними покинули терпящий бедствие борт. Где же здесь признаки агонии?