Ну а мне думается причина была еще более прозаичной. Почему пассажирские электровозы заказали у чехов. В тот момент (50-60 ее года) наверняка активна шла коренная модернизация народного хозяйства в т.ч. и железных дорог, паровая тяга заменялась на тепловозную и электрическую, возможно в те года новочеркасский (тбилисский??), ворошиловградский заводы были просто завалены заказами на производство грузовых машин. Тут, конечно, особо было не до пассажирской техники. Тем более, что там в те года - сильно смотрели на характеристики машины? Едет тот же ТЭ3, график держит - ее и в пассажирскую работу, и в грузовую. Там уж не до ЭПТ, с отоплением. Вспомним, что последний паровоз П36 был выпущен в 1956 году, а ЧС1 уже поступил в 1959 году (?!) на сеть дорог СССР. Вопрос был наверняка в приоритетах - сначала улучшаем и развиваем грузовое движение, а потом и до пассажиров доберемся. Тем более, опять-таки, у меня как у прекрасного дилетанта мнение - ЧССР наверняка дали задание делать пассажирские электровозы для постоянного тока, а на переменке думали обходиться своими силами (ВЛ60Пк), а потом уже по инерции заказали и эти знаменитые ЧС4(т).... Никто вроде и не стремился особо сильно поддерживать экономику братских стран, просто сначала решили так - а потом уже и менять ничего не стали. Те же вагоны пассажирские.