Exval: Достаточно сказать, что в 1977г руководсвто страны пошло на неслыханный (в условиях господства брежневской политики "стабильности кадров" шаг), отправив на пенсию бессменного в течении 30 лет министра - легедарного Бещева! И в последующее десятилетие критика МПС регулярно раздавалась с самых разных трибун.
Так что насчёт "понятных и обоснованных решений", а также "неплохого и логичного решения всех задач" я бы говорить поостерёгся.
и да, и нет!. Вообще МПС начиная уже наверное с 50-хх или даже с 40-хх годов превратился в удобную грушу для битья со стороны других министерств и ведомств. Несмотря на железную дисциплину, жесткую иерархию подчинения, пронизывающую всю отрасль сверху донизу - транспорт СССР не справлялся с возложенными на него задачами. И все это частично вытекало из сущности социалистической плановой экономики. Чтобы нагляднее выразить свою мысль я приведу один простой пример.
Допустим в МПС провели инвентаризацию грузового вагонного парка и установили фактическое число грузовых вагонов, обращающихся на сети (это число кстати никто не знал ни на конец 1989 г, ни на начало 2001 года) и установили, что это число миллион. Провели консультации с ГВЦ МПС и установили что необходимое число вагонов, способствующее выполнению всех планов пятилетки по смежным отраслям народного хозяйства - один миллион 300 тысяч вагонов.
Отлично! А где их взять? Эти дополнительные 300 тысяч?! Мощность всех заводов МПС выпускаемых вагоны составляет максимум 50 тысяч вагонов в год. И это с учетом проводимого ими же капитального и деповского ремонта вагонов. Провели консультации с вагоностроителями - те пожали плечами и сказали, что даже если загрузить все оборудование на 150% -ничего не выйдет. Медленно идет листовая фондированная сталь из Магнитогорска и Краматорска (не хватает вагонов!!!), не хватает еще рабочих и инженеров. Кстати, о стали. А в курсе ли железнодорожники - что по ней есть обязательства по оборонным заводам, где сроки и качество срывать нельзя?!. Равносильно государственному преступлению. А чтобы металлургам нарастить выпуск стали и проката- им тоже нужны вагоны, которых катастрофически везде всегда не хватает. Взгляните на карту Вашей оперативной грузовой работы СССР. У вас везде мало вагонов, их не хватает для одинакового удовлетворения потребностей. Гоняете по всем дорогам с одного фронта погрузки-выгрузки на другой как пожарную команду. А те, вагоны, то и дело застревают на сортировках, то повреждаются при выгрузке - погрузке. А то и вовсе пропадают в пути! То есть получается так, чтобы увеличить физически количество вагонов на сети- нужно иметь прямо сейчас нужное количество вагонов. чтобы их увеличить. Ну фактически - это утверждение в целом и повторяет такой характер самоедской социалистической экономики.
Ну хорошо, а как увеличить количество перевозимого груза - не увеличивая количества вагонов на сети?!! Чтобы план все выполняли?! Э...батенька, да тут идеи - много. Во - первых уменьшать количество порожнего пробега, во-вторых улучшить взаимодействие элементов технологии и ритмичность работы всех станций (уменьшить время под операциями погрузки- выгрузки, накоплениями), механизировать и автоматизировать основные производственные процессы. Движкам - улучшить качество организации вагонопотоков с мест погрузки. Выполнять и оперативно корректировать план формирования и т.д. ит.п. Инфраструкторной части - увеличивать пропускную и провозную способность линий. Внутренних резервов много у Вас - почему Вы ими плохо пользуетесь? Ну хорошо, часть вагонов и локомотивов закажем у братских республик, но зарубите на носу - к вагоностроителям не приставайте!
Поэтому если прокрутить такой мысленный диалог, который вполне мог иметь место быть - то становится понятно собственно что особой поддержки братских республик себе никто цели и не ставил. Просто не хватало внутренних мощностей для удовлетворения своих целей. И заказывали у братских чехов локомотивы поэтому. А те - не будь дураки заламывали цены. Но если почитать выдержки из журнала Форбс за 60-70 ее года (см. проект журнала "Форбс" 100 лет изданию) становится уже тогда ясно, что чехи видели что их продукция становится все менее и менее конкурентоспособной в сравнении с западными аналогами. И винили....во всем СССР, который завалил их заказами и не дал модернизироваться и обновляться основным фондам (!!!). Учитывая и некоторые другие политические события - неудивительно что чехи помчались на Запад в 90-ее года, рассчитывая на щедрые инвестиционные вложения и модернизацию производства. Однако само собой делать этого никто и не желал. Деньги - на консервацию и переобучение персонала пожалуйста ,а плодить конкурентов нам не надо. Свои бы рты прокормить. Но нам нужно сбывать свою продукцию! Так сбывайте! У вас под рукой целый парк экс-МПС, договаривайтесь, продумывайте программы ремонта, модернизации. Так у них и денег нет. А это уже и не наши трудности.
Так что МПС крутился как мог, решая свои задачи. Но затем настали 90-ее года когда перевозки рухнули и дефицита вагонов не стало... Потому как и перевозить было нечего. Потом все это возродилось, возник прейскурант 10-01, тарифное руководство, дефицит как бы также исчез, хотя в 2012 вновь появился. Но это уже было следствием жадности и перевозчиков, и РЖД , которые собственно рукотворно создали данный кризис. Но это уже другая история.