Для того, чтобы не быть голословным вот выдержки о производстве Шкода. опубликованные в американской версии журнала Форбс в 1990 году (16 апреля):
Skoda, изношенная годами управленческой бездарности и халатности, теперь считается великой компанией только по скромным стандартам Восточной Европы. Она стала московским привилегированным поставщиком станков, турбин, котлов, генераторов, локомотивов и другого инвентаря тяжелой промышленности. Пока компания постепенно отстает от своих коллег на Западе, ее традиции и остатки былого величия сохраняются.
Сегодня Шкода на деле представляет собой две отдельные компании. Автомобильное производство, начатое в 1905 году как первый Центрально-Европейский завод для сборки автомобилей, было отколото от технического производства в 1950-ые годы. Товарооборот взятых вместе двух производств достигал примерно 20 миллиардов чешских крон ($1,25 миллиарда по официальному курсу) в прошлом году, что делает ее крупнейшей промышленной компанией в Восточной Европе.
Автозавод, ржавеющая громадина, находящаяся в чешском городе Млада-Болеслав в 30 км от Праги, представляет собой самую больную часть Skoda. Последние 20 лет он работал скорее не как автомобильный завод, а как советский ГУЛАГ. Около 1600 заключенных, в основном осужденных за незначительные преступления, принудительно там работали. Каждое утро в сопровождении вооруженных охранников они доставлялись на завод и помещались в производственное помещение, в так называемую стальную клетку, использующуюся для укрощения цирковых животных.
В первый день нового года президент Чехии Вацлав Гавел, являющийся бывшим политзаключенным, отбывающим принудительные работы на чешской фабрике, объявил амнистию. Заключенные на Skoda – 10% рабочей силы завода – были отпущены. Для того, чтобы сборочный конвейер продолжал работать, 500 чешских солдат отправились на работу в устаревший производственный цех, преисподнюю машинного века, изрыгающую копоть и жир.
Замена заключенных на солдат показывает, насколько важно дальнейшее функционирование Skoda для чешской экономики, а также насколько опасно подобное состояние Восточно-Европейской промышленности, когда образцово-показательный завод работает всего на 60% мощности от уровня годом ранее и накапливает убытки в размере 200 млн чешских крон в месяц.
Автомобильный завод выпускает лишь одну модель эконом-класса, четырехцилиндровый Favorit, который доступен только в четырехдверной конфигурации. Двадцать лет назад Skoda пыталась расширить и улучшить свою модельную линию, но Советский союз, опасающийся, что улучшенная Skoda, вероятно, будет превосходить по классу их собственные автомобили, практиковал примитивную форму протекционизма: он просто приказал полностью прекратить разработку новых автомобилей.
Может ли Skoda выбраться из ямы? .... Восточная Европа завалена почти дюжиной мелких, неэффективных автозаводов, гоняющихся за западными деньгами. Skoda, с высокими производственными затратами и низкими объемами производства, выглядит как пустое место.
Судьба погрязшего в долгах технического производства Skoda выглядит ярче, только если его с чем-то сравнивать. Заводы огорожены высокими цементными стенами и расположены недалеко от центра города Пльзень, славящегося скорее своим пивом, нежели производством. Коммунистическая партия, стоявшая во главе Skoda, недавно была смещена. Новая группа компетентных топ-менеджеров, возглавляемая коммерческим директором Ярославом Мештанеком, работает над тем, чтобы предотвратить крах компании.
Эта задача – точно не из легких. Новое руководство не имеет четкого представления об инвентаризации завода, инвестициях или уровне государственного субсидирования. Мештанек предполагает, что потребуется около $125 млн долларов внешних инвестиций для того, чтобы провести модернизацию и ремонтные работы, требующиеся для поднятия продукции на западный уровень.
Часть имущества Skoda уже невозможно спасти. Энергетический бизнес, история которого началась в блеске сталинской славы, сейчас в основном простаивает из-за неопределенности по поводу безопасности реакторов. .
Большинство заказов из Восточной Европы были отменены. Skoda, в соответствии с советскими принципами, стала промышленно самодостаточной в абсурдных масштабах. Она делает все сама, от выплавки собственной стали до генерации собственной электроэнергии. Неэффективность порождается на каждом этапе процесса.
Этой громоздкой организации будет трудно сократить расходы, не уволив тысячи работников. Мештанек утверждает, что он разговаривал с Siemens, компанией ACEA Brown Boveri и General Electric. Все заинтересованы в расширении торговых связей, особенно в производстве паровых турбин, причем больше всего предложение заинтересовало General Electric. Но согласно официальному отчету Skoda, представители Запада опасаются какого-либо активного вмешательства, включая посредничество, из-за неуверенности в шатком финансовом положении Skoda.
Куда же в таком случае идти компании? Ярослав Мештанек говорит смело: «Актуальной целью является получение прибыли». Но как добиться этого в мире, где прибыль считалась не только излишней, но на самом деле была злом?