Поболтать, пофлеймить? Вам сюда, почти не модерируемый, но, пожалуйста, все таки соблюдайте правила приличия, ну хотя бы не материтесь ....
#506080 RF7000 03 ноя 2018, 13:25
Про 16,7 (16 2/3) Гц в центральной и северной Европе. Система эта появилась в 1902 году, когда о единых национальных энергосистемах думали только самые дальновидящие мечтатели. И тогда она на две головы обходила системы постоянного тока по передаваемой на подвижной состав мощности. С учётом того, что в те годы для электрификации железной дороги всё равно приходилось строить внешние сети, какая разница: будут это трёхфазные линии 50 Гц или однофазные пониженной частоты ::-): Ну а на электростанции можно установить пару - тройку дополнительных генераторов, что будут питать электрическую тягу. Еще и лучше: толчки тяговой нагрузки не будут влиять на других потребителей. По почти (частота 15 Гц) такой же схеме была в 1915 году электрифицирована и рудовозная дорога Кируна - Риксгрансен в Швеции. Когда в начале 20-х годов электрификацию шведских ж.д. продолжили, то решили опираться на уже формирующуюся национальную трехфазную сеть. Поэтому в дальнейшем в северной Европе получило распространение децентрализованное электроснабжение на пониженной частоте.
Когда начались работы по электрификации в СССР все достоинства и недостатки систем пониженной частоты были уже известны. Известно было также и о работах по применению для электрической тяги переменного тока промышленной частоты. Исходя из этого было принято решение на ближайшую перспективу использовать системы постоянного тока и начать работы над системами переменного тока промышленной частоты.
Вообще, как правильно заметил Exval, электрификация развивалась параллельно с развитием национальных энергосистем. Они же, с свою очередь, развивались прежде всего вокруг крупных промышленных центров. Соответственно пригородные линии электрифицировались до тех станций, куда дотягивались сети 35 кВ (основное высшее напряжение городских распределительных сетей). По мере развития этих энергосистем, освоения более высоких напряжений, объединения их на параллельную работу с соседними росла и протяженность электрифицированных линий. Классическими примерами являются здесь электрификация участков Приднепровского промышленного района, Урала, Кузбасса. На Урале электрификация Горнозаводской ж.д. шла параллельно с подключением Кизеловской ГРЭС и Пермской ГЭС к электростанциям Свердловска и Челябинска по сети 110 кВ. В Кузбассе создание энергообъединения Кемеровской ГРЭС и ТЭЦ Кузнецкого комбината позволили электрифицировать и шахты, и участок Белово - Новокузнецк. Сюда же можно отнести и электрификацию Хибиногорск - Апатиты - Мурманск со строительством Апатитской ГРЭС и ГЭС Нива-2. Некоторым особняком, наверное, будет Грузия, где строительство сетей 110 кВ велось специально для электрификации ж.д. Но там опытный участок и экстремальный профиль. Такая же тенденция сохранилась и в послевоенные годы.
А вот напряжение 1,5 кВ для пригородных участков, по моим данным, использовалось не из требований электробезопасности. Дело в том, что 1,5 кВ в первые годы электрификации можно было получать с помощью одноякорных преобразователей и ртутных выпрямителей, а 3 кВ - только с помощью мотор-генераторов, в которых два генератора соединялись последовательно. Соответственно, если большая мощность не требовалась, выбирали более дешевое решение.
#506083 LmV 03 ноя 2018, 13:34
Exval:
Другие потребители не умеют "кушать" ток пониженной частоты, он применялся только до питания коллекторных ТЭДов.
Блин! Да зачем другим "кушать" пониженную частоту!? На подстанции два вывода, один - к мотор-генераторам, другой - к потребителям.

Многие, к сожалению, воспринимают свободу личного выбора, как благославление на беспредел
#506084 RF7000 03 ноя 2018, 13:40
LmV:Блин! Да зачем другим "кушать" пониженную частоту!? На подстанции два вывода, один - к мотор-генераторам, другой - к потребителям.
Так это если на подстанцию нормальная частота приходит и там стоит преобразователь. Если же туда пониженная частота приходит только, то нормальным потребителям питаться не от чего. Но когда в СССР начали электрификацию, никаких плюсов в этой системе не видели. Либо нужно строить отдельную сеть пониженной частоты, либо на каждой подстанции вращающийся преобразователь. Даже больше: сначала понижающий трансформатор, потом этот преобразователь, потом повышающий трансформатор (преобразователи с выходным напряжением 16,5 кВ начали делать только после войны). А при использовании переменного тока промышленной частоты - один трансформатор и всё.
Последний раз редактировалось RF7000 03 ноя 2018, 13:46, всего редактировалось 1 раз.
#506087 LmV 03 ноя 2018, 13:45
RF7000:Так это если на подстанцию нормальная частота приходит и там стоит преобразователь.
Ну так я про то и говорю. Умформер уже "второй ступенью" на подстанции, за понижающим трансформатором.
RF7000:Если же туда пониженная частота приходит только, то нормальным потребителям питаться не от чего.
Ну так это заморочки там, где были отдельные электростанции для ж.д. всегда.

Многие, к сожалению, воспринимают свободу личного выбора, как благославление на беспредел
#506088 RF7000 03 ноя 2018, 13:50
LmV: Ну так я про то и говорю. Умформер уже "второй ступенью" на подстанции, за понижающим трансформатором.
А трансформатор-то без умформера ещё проще ::-): . И потери в нём меньше будут. И обслуживание проще, вращающихся частей нет. У нас в электрических сетях синхронные компенсаторы (считай, "половинки" такого преобразователя) с большим скрипом эксплуатируют и то, только там, где без них - никак. Вот по этому принципу и предпочли 25 кВ 50 Гц.
#506089 LmV 03 ноя 2018, 13:58
RF7000:А трансформатор-то без умформера ещё проще ::-): . И потери в нём меньше будут. И обслуживание проще, вращающихся частей нет.
Это да. Другое дело, что в самом начале и при электрификации постоянкой, вынуждены были ставить умформеры на подстанциях (до создания выпрямителей).
Что же в целом до электрификации сейчас, то смотрю и думаю: а постоянка то - действительно проще и надёжнее, особенно с учётом массового внедрения асинхронников.

Многие, к сожалению, воспринимают свободу личного выбора, как благославление на беспредел
#506091 RF7000 03 ноя 2018, 14:12
А в СССР это был очень короткий срок, когда для получения 3 кВ были доступны только мотор-генераторы. К концу 1930-х годов появились и работоспособные ртутные выпрямители на 3 кВ. Но у мотор-генераторов было одно достоинство - при рекуперации они могли без проблем возвращать энергию в сеть. И выпрямленное напряжение можно стабилизировать. Но меньший КПД, особенно при малых нагрузках.
#506131 Exval 03 ноя 2018, 19:48
RF7000: А вот напряжение 1,5 кВ для пригородных участков, по моим данным, использовалось не из требований электробезопасности. Дело в том, что 1,5 кВ в первые годы электрификации можно было получать с помощью одноякорных преобразователей и ртутных выпрямителей, а 3 кВ - только с помощью мотор-генераторов, в которых два генератора соединялись последовательно. Соответственно, если большая мощность не требовалась, выбирали более дешевое решение.
Я этого не знал, спасибо.
#506133 Exval 03 ноя 2018, 20:01
LmV: а постоянка то - действительно проще и надёжнее, особенно с учётом массового внедрения асинхронников.
Долгое время важным преимуществом электровозов переменного тока была возможность широкое и достаточно плавного регулирования тока ТЭДов путем переключения секций вторичной обмотки тягового трансформатора. Однако совершенствование полупроводниковой техники позволило это делать на локомотивах постоянного тока, уйдя от неудобной и неэкономичной реостатно-контакторной системы управления. Получается, что преимущество у системы 25 кВ 50 Гц осталось единственное - возможность передавать ЭПС бОльшую мощность, но при этом и недостатки остались существенными.
Кроме того, встречал мнение, что для электровозов с АТП постоянное напряжение в КС, действительно, оборачивается упрощением конструкции за счет уменьшения числа преобразований напряжения: звено постоянного тока нужно в любом случае, и в этой ситуации необходимость трансформирования напряжения КС и его выпрямления оказывается уже неким "обременением". Так что, пожалуй, сегодня говорить о некой однозначной "прогрессивности" системы переменного тока уже не приходится. Как бы то ни было, но упомянутые выше "Граниты" продолжают строить серийно, а вот такого же серийного электровоза для работы на переменке по-прежнему нет.
#506149 LmV 03 ноя 2018, 21:54
Exval:
Кроме того, встречал мнение, что для электровозов с АТП постоянное напряжение в КС, действительно, оборачивается упрощением конструкции за счет уменьшения числа преобразований напряжения: звено постоянного тока нужно в любом случае, и в этой ситуации необходимость трансформирования напряжения КС и его выпрямления оказывается уже неким "обременением".
Вот именно. Уже трансформатор и выпрямитель на каждый лок. При этом, если делают переменнотоковый электровоз с асинхронными ТЭДами, то всё становиться просто дико громоздким и совершенно нелогичным (преобразование два раза). А при постоянке, либо - вообще ничего не надо преобразовывать, либо - один раз (при асинхронном ТЭД).
Exval:
Так что, пожалуй, сегодня говорить о некой однозначной "прогрессивности" системы переменного тока уже не приходится. Как бы то ни было, но упомянутые выше "Граниты" продолжают строить серийно, а вот такого же серийного электровоза для работы на переменке по-прежнему нет.
Да. Тем более, после как этот самый "Гранит" провёл состав рекордного веса (12 тыс. тонн).
При этом, учитывая то, сколько у нас постоянки (в каких она наиважнейших городах и местностях), а также то как ЭС2Г и ЭС2ГП массово штампуют, постоянку - рано списывать. Даже слишком рано.

Многие, к сожалению, воспринимают свободу личного выбора, как благославление на беспредел
#506158 AlexPaen 03 ноя 2018, 22:13
А кто в курсе, почему финны предпочли именно промышленную переменку?

Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства. (с) М.Е.Салтыков-Щедрин.
#506198 Exval 04 ноя 2018, 03:59
AlexPaen: А кто в курсе, почему финны предпочли именно промышленную переменку?
Один из возможных ответов на этот вопрос я выше дал. До появления в 90-е гг силовых IGBT-транзисторов конструкция электровозов переменного тока была в целом рациональнее и экономичней, чем у постоянников, которая сформировалась еще на заре электрификации и к последней трети прошлого века имела очевидные недостатки: ограниченное число ходовых позиций, большие потери в пусковых резисторах. Плюс - другие преимущества системы переменного тока, которые здесь перечислялись. Все это заставляло рассматривать ее во второй половине прошлого века как более перспективную. В результате многие страны в то время сделали ставку именно на неё.
#506206 AlexPaen 04 ноя 2018, 07:51
Так они никогда и не производили свои электровозы, с чего бы им заботиться об этом? Все равно покупать готовые.
А страна не такая и протяженная, чтобы на подстанциях большая экономия вышла.
Вот если и правда получается проще, чем постоянке, запитываться от общих линий электроснабжения, то это был бы аргумент.
Или еще гипотеза - можно предположить, что раз электровозы там долгое время были новочеркасские, то и в проекте электрификации могли быть задействованы советские спецы. Короче, гадаем пока на кофейной гуще...

Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства. (с) М.Е.Салтыков-Щедрин.
#506209 Exval 04 ноя 2018, 08:03
Финляндия как раз - очень протяженная страна, к тому же, с рекордно низкой в Европе численностью населения. Поэтому возможность более редкого расположения тяговых подстанций должна была выглядеть для финнов весьма привлекательной. Да и вообще - система 25 кВ/50 Гц рассматривалась полвека назад как наиболее перспективная, поэтому мне трудно себе представить, чтобы, приступая к массовой электрификации, финны отдали бы предпочтения какой-то другой.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 22