Выскажу свое непрофессиональное мнение. Количество проводников надо сокращать, также как и прочего обслуживающего персонала - уборщиков, официантов и т.д. Помочь в этом может автоматизация ну и повышение культурного уровня населения. Надо делать так, чтобы человеку даже в голову не пришло выбросить бумажку мимо урны. А кто бросает, тот идентифицируется и наказывается, вплоть до удаления из общества.
В настоящее время уже нет проблем автоматизированно раздавать чай/кофе/бутерброды/белье и т.д. Насчёт безопасности - надо поезда делать более безопасными, вагоны из негорючих материалов например, системы пожаротушения. Насчёт примерзания дверей - так условия эксплуатации вагонов надо соблюдать, соответственно вагоны надо делать не какие завод может, а такие, какие надо, чтобы двери у них не примерзали. А если где-то что-то примёрзло или сломалось - разбираться и виновных наказывать, вплоть до отправки разработчиков вагона/рабочих завода/эксплуатационщиков и их руководства стройными рядами на лесоповал. Насчёт зайцев, бомжей и утырков - посадка по паспорту в поезд ни у кого возражений не вызывает? Автоматизированно проверять паспорт сейчас проблемы уже нет. Делаем следующий шаг, доступ в туалет по паспорту. Чтобы было удобнее - в паспорте должна быть RFID метка. Или на карточке. Особо ленивые могут эту метку себе вживить в руку/палец/лоб и т.д. Нет метки - нет доступа. Ну и камеру перед туалетом, видим кто вошёл, по сочетанию RFID и фото. Путём размещения в туалете некоторых датчиков знаем, всё там нормально или нет - есть вода на полу или нет, смыт унитаз или нет. Конечно, конструкция туалета должна быть сделана удобной для человека, а не такой как сейчас. Но всякое может случиться, поэтому посетителю выдаётся тряпка-щётка. Сбежал и не убрал за собой негодяй - отлично, паспорт его знаем, соответственно можно и санкции к нему принять, штраф там, до посадка в тюрьму, ну или запрет ездить на поездах вообще. Чай/кофе/печенье/ит.д. тоже выдаётся по RFID-метке, соответственно, оплата со счёта, а не налом.
Если ничего не делать, то так и будем ездить в промерзающих, некомфортных и небезопасных поездах.