Liski » 07-04-2021, 11:39:Высшее железнодорожное образование было всегда плохого качества, включая времена СССР. Отраслевые вузы почти всегда были плохими, вообще не понятно, чем принципы электроснабжения или автоматики на железной дороге настолько уж отличается от оных в других отраслях или чем железнодорожное машиностроение прям настолько специфично, что под это надо делать целый вуз. Нигде за рубежом такого нет. Это тоже самое, что учителя, закончившие педагогический вуз. 80% плохих учителей в школе от 5 класса и выше - это именно выпускники педагогических вузов, все нормальные учителя - это выпускники классических университетов. Здесь тоже самое.
Это с чего такие выводы? У Вас есть высшее железнодорожное образование? Если есть, хотелось бы узнать, когда оно Вами получено - во времена СССР или после его развала. Откуда такая уверенность, что "... отраслевые вузы почти всегда были плохими"? Мне вот довелось учиться в ж.д. вузе как во времена СССР, так и в более поздние времена (по разным специальностям), а сейчас уже шестой год преподаю в другом ж.д. вузе. Естественно, общаюсь с выпускниками ж.д. вузов разных лет, имею возможность критически оценивать уровень их подготовки в разных вузах (где-то получше, где-то похуже, но в целом уровень подготовки специалистов достаточно высокий). Однако на такие выводы о качестве образования
во всех ж.д. вузах, как у Вас, не вижу достаточных оснований. Далее - как Вы можете судить о работе железных дорог, если Вам "... вообще не понятно, чем принципы электроснабжения или автоматики на железной дороге настолько уж отличается от оных в других отраслях или чем железнодорожное машиностроение прям настолько специфично, что под это надо делать целый вуз"? Начнем с последнего - историю с созданием высокоскоростного электропоезда ЭС250 "Сокол" знаете? Если не знаете, то его проектировало ЦКБ "Рубин" судостроительной промышленности - в результате этот электропоезд оказался непригоден для перевозки пассажиров. Во многом потому, что "пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник". А с попыткой создания "Сокола" получилось ровно наоборот - потому и результат был предсказуем. Насколько мне известно, в России под железнодорожное машиностроение полностью специализирован только один вуз - БИТМ (Брянский институт транспортного машиностроения). Кроме того, специальность "Локомотивостроение" есть и в "чисто" ж.д. вузах (например в МИИТе). Однако это на значит, что на заводах ж.д. машиностроения России работают только выпускники лишь этих вузов. Напротив, много на каких из этих заводов в КБ и в руководстве есть работники, получившие ранее многолетний опыт инженерной и руководящей работы на ж.д. транспорте.
Принципы электроснабжения или автоматики на железной дороге, если Вы не в курсе, действительно имеют свою специфику. Во-первых, значительным отличием устройств и их конструктивных элементов (особенно в тяговом электроснабжении и в системах СЦБ) от общепромышленного оборудования, во-вторых, необходимостью особо высокой надежности этих устройств и, в-третьих, необходимостью наличия высоких знаний и чувства ответственности у исполнителей, эти устройства обслуживающих. Одно дело, если, к примеру, сгорит электродвигатель привода тестомеса в пекарне из-за перегрузки и неисправности устройств защиты вследствие безалаберности главного механика - подумаешь, хлеб вовремя не испекут (и кто-то пообедает либо без хлеба, либо с хлебом, но на два часа позже - диета еще никому не навредила). И совсем, другое дело, если по тем же причинам сгорит электродвигатель привода стрелки в ЭЦ вследствие такой же безалаберности ШН (ШНС) где-нибудь на грузовой станции Пупкино с большим объемом маневровой работы - да еще если эта станция находится на участке с интенсивным движением поездов. А запасного привода "под руками" нет - и до ШЧ, где этот запас находится, в лучшем случае часа два хода на машине. Не подскажете, сколько поездов (в т.ч. пассажирских) выстроится друг за другом "в затылок", пока привод на замену привезут? А еще и сорванные маневры (подачи вагонов под погрузку-выгрузку и выводки оттуда)! Уже молчу про другие возможные и гораздо более опасные отказы устройств СЦБ - например, ложная свободность рельсовой цепи или ложное показание разрешающего сигнала светофора вместо запрещающего. Слышали что-нибудь о таких отказах и их последствиях?
То что "... нигде за рубежом такого нет", то они там за рубежом "сами себе велосипед". Достаточно того, что вместо советской средней и высшей школы (лучшей в мире по качеству подготовки специалистов!) "стадо" известных деятелей внедрило в Росси ЕГЭ ("натаскивание" по которому не дает никаких знаний "натаскиваемым"), болонскую систему с бакалаврами (которых не знают, куда девать как в промышленности, так и на ж.д. транспорте) и тому подобные "выкрутасы". Это же "стадо" в технических вузах дипломные проекты заменило выпускными квалификационными работами, курсовые проекты заменило курсовыми и контрольными работами, лабораторные работы заменило практическим работами. А все это - потерянный уровень знаний.
Ну, и про 80% плохих учителей (выпускников педагогических вузов) в школе от 5-го класса и выше. Откуда такая точность? Вы лично у всех их учились? Мне вот от 5-го класса пришлось сменить по разным причинам как раз пять школ. Разные были учителя, в основном выпускники пед. вузов (хотя, наверно, были и выпускники классических университетов). И ни про одного из них не могу сказать ничего плохого - все учили хорошо и на совесть, багаж знаний дали приличный. И еще (если Вы не в курсе), т.н. "классические" университеты в большинстве областных центров - это как раз и есть бывшие педагогические вузы, шустро сменившие названия в годы "катастройки" плешивого и позже.
Так что не стоит искать "виноватых" там, где их нет.