Ну, выскажусь и я, тем более что я весьма не равнодушен к теме образования.
Что касается школы: мне близка та точка зрения, что современная (пост)советская школа создавалась в 1920-е годы как институт, призванный в первую очередь ликвидировать подростковую беспризорность и преступность. Другими словами, задача была - не "подготовить всесторонне развитую личность" (с), а загрузить школьников (особенно старшего возраста) учебой и спортом, а в довоенные времена - и трудом на производстве (как в Харькове у Макаренко, где школьники собирали "Лейки"), чтобы у них не было возможности бомжевать, сбиваться в банды и т.п. При этом для тех, кто в дальнейшем собирался заниматься наукой, инженерией и т.п. - в каждом городе были т.н. "элитные" школы, которые скорей ведут свою родословную от дореволюционных гимназий. (ну, это я уже про послевоенные годы говорю: несмотря на постулируемость одинаковости среднего образования по всему СССР, сомневаюсь, что выпускник школы в кишлаке где-то в горах Бадахшана мог конкурировать с выпускником минского полтинника). Иными словами - это своего рода "социальный балласт". Такое вызвано, на мой взгляд, тем, что человек физиологически взрослеет гораздо раньше, чем социально. Что, не мог бы я выполнять ту же работу, что выполняю сейчас, в свои 14 лет? Да мог бы, конечно (при условии, что готовился именно к ее выполнению, например, вместо образования в школе). И вот возникает временной интервал (14-20 лет), когда человека еще не готовы брать на работу, при этом если его предоставить самому себе, то ничем хорошим это не закончится (криминал). Государство решило эту проблему тем, что все эти годы человек протирает штаны в школах/ПТУ/ССУЗах/ВУЗах. Мне трудно судить, имела ли эта проблема другое решение в 1920-е, но сейчас классическая школа глубоко устарела.
По поводу качества и широты школьного образования - не понимаю, откуда эти иллюзии? Если задать среднестатистическому жителю РФ/РБ/... набор вопросов из школьной программы по любому предмету, ответят единицы. Да что там говорить, специалисты свои предметы не знают. Пару лет назад пришлось вести курс теории оптимизации. В техническом вузе ни один из студентов 3 курса на потоке не смог мне ответить, что такое градиент, не говоря уже про выражение в частных производных для него. И все они 2 года спустя получили корочку инженера
По поводу того, из кого получается лучший руководитель - ботан-профессионал или коммуникабельный массовик-затейник/спортсмен/КВНщик с хорошо подвешенным языком? Я отношусь к первому типу, поэтому буду топить за него
однако часто встречал представителей второго типа, и не могу сказать, что у них совсем ничего не получалось.
По поводу пропуска всех кадров через армию - ну нет, не могу согласиться. Есть люди, которых армия просто раздавит (да, это последствия воспитания в семье, но ребенок же не может повлиять на то, какие методы воспитания исповедуют его родители). При этом такие люди могут вполне достойно работать на гражданке.