Поболтать, пофлеймить? Вам сюда, почти не модерируемый, но, пожалуйста, все таки соблюдайте правила приличия, ну хотя бы не материтесь ....
#532122 v_gildenberg 23 апр 2019, 08:02
Что же такое системное мышление? Часть 3.

Паттерн 3: Система – это объект в постоянно изменяющейся среде.

Подход из моего предыдущего поста о том, что всегда есть большая система и в нее можно подняться, является одним из наиболее известных широкому кругу людей. Не зря мне в личку прелетело несколько высказываний о том, что я тут баяны наливаю.

Что же, теперь разберем подход не столь популярный.

Допустим, наша система – это некий механизм или сложный объект. Так вот, он всегда будет находиться в некой внешней среде, которая будет изменчива в той или иной степени. Проще говоря, с течением времени окружение нашей системы будет изменяться. Поскольку в качестве системы в данном случае мы рассматриваем некий механизм, то у этого механизма есть какая-то полезная задача для выполнения. И выполняться она будет с разной эффективностью, в зависимости от окружающей действительности.
Например, один и тот же автомобиль может ехать по автостраде со скоростью 150 км/ч, а вот по горному серпантину без асфальта не сможет сделать этого при всем желании.

В предыдущих постах я приводил примеры из сферы танкостроения. Тут тоже можно провести быструю аналогию. В первой половине 20-го века существовало огромное множество разновидностей танков (легкий, средний, тяжелый, штурмовой и так далее). Зачастую они изготовлялись различными производителями и их запчасти не подходили друг другу, да и агрегатные узлы могли иметь совершенно различное строение, что ужасно затрудняло ремонт и логистику поставок деталей на место ремонта, особенно на линию фронта.

Кроме того, было крайне сложно предсказать, в какие именно условия попадет та или иная техника на линии фронта. По этой причине легкие танки попадали в бой против тяжелых, а тяжелые были вынуждены делать затяжные маршброски для окружения группировок противника, где по пути из строя выходило около 30% от имеющейся техники.

Как итог, во второй половине 20-го века большинство стран приняли на вооружение новый вид танков, который стали называть средним или основным – то есть, некую универсальную модель, которая не имеет каких-то идеальных качеств для определенной ситуации, но достаточно универсальна, и самое главное, упрощена с точки зрения ремонта и взаимозаменяемости деталей.

Так как же применять этот паттерн в жизни?

Очень просто: когда вы делаете какой-либо продукт, вы должны попытаться понять, в каких условиях он будет применяться?
Например, в среде стартаперов есть устоявшийся принцип разработки: написать код, который будет работать уже через неделю (чтобы проверить гипотезу), и если идея окажется востребована, то при дальнейшем масштабировании этот первый набросок просто выбрасывают в помойку и делают с нуля уже качественный продукт.

В чем преимущество этого подхода?

Вы еще не знаете, будет ли ваш продукт вообще кому-то нужен, поэтому вы должны протестировать его с наименьшими усилиями. Чаще всего код будут писать 1-2 программиста, с кучей велосипедов внутри, не масштабируемый и вообще не очень стабильный. Зато быстро. А дальше уже по ситуации вы решаете, нужно ли делать из этого нормальный продукт с код ревью и прочими стандартами корпоративной разработки.

Люди очень часто не понимают этой особенности планирования и делают узкоспециализированную систему для широкого круга задач или наоборот, делают универсальную платформу для решения одной микро-задачки.

Прежде чем начать что-либо делать, подумайте, в каких условиях будет использоваться ваша поделка. Насколько они изменчивы во времени?
Насколько вы вообще уверены в том, что эти условия будут именно такими, как вы предполагаете? Стоит ли тратить огромные ресурсы на создание универсального механизма, если для начала вам нужно просто проверить гипотезу или заткнуть дырку в виде малюсенькой узкоспециализированной задачки?
#532127 v_gildenberg 23 апр 2019, 08:22
Как обычно , примеры


Там на примере борьбы за поисковый рынок между Yahoo и Google в начале 2000-ых отлично показано то, как Google вовремя определил для себя задачу по созданию универсальной платформы, которая в дальнейшем помогла им быстро, легко и надежно масштабироваться и легко поглощать другие сервисы (например, YouTube).

А вот Yahoo, в свою очередь, на моменте, когда компания стала огромной и надо было переходить как раз к созданию масштабируемой платформы, по-прежнему занимался строительством малопонятных велосипедов. Собственно, во многом по этой причине Yahoo стал терять свои изначальные позиции на рынке поиска, и в конечном счете перешел в раздел зомби-корпораций.

Какой пример , можно вытащить из области железнодорожных перевозок !?

Как Вы уже догадались - это...плацкартный вагон!

Представим себе, у Вас стоит задача создать максимально пассажирский универсальный вагон для перевозок от Тихого Океана до Мурманска , от подножий горы Арарат до Обской губы ..! Чтобы можно поставить и на короткие и на длинные и на сверхдлинные расстояния !?

Так и есть. Тот самый 54 -вольтовый плацкартный вагон с примитивным электрооборудованием, с туалетом открытого типа, с дровяным кипятильником, с угольной печкой, с полками «хошь сиди-хошь лежи» на века стал эталоном перемещения внутри страны . Солдаты , дети , пенсионеры , беженцы , студенты - кого он только не возил .

Я ни в коем случае ни критикую двухэтажные вагоны , но у них - скажу так: своя узкоспециализированная задача , которую они с грехом пополам решают . Но давайте откровенно добавим - под них мы должны обязательно планировать и подводить архитектуру , или у нас - инфраструктуру ! Специальные локомотивы , специальные пункты обслуживания , специальные участки (по габариту ) . При всём желании - сделать это невозможно по всей стране. ::-(:

Поэтому и интерес к новому дизайну плацкартного вагона и побил рекорды по упоминаемости в сети . Когда поехала двухэтажка - согласитесь такого хайпа не было . Ну поехала , поехала ... а тут новый вагон ещё не появился , как уже сотни тысяч просмотров , комментариев ..!

Поэтому и ФПК если хочет быть универсальным перевозчиком должно держать максимально унифицированные вагоны для обеспечения перевозок . А двухэтажки - для решения конкретных задач !
Владимир Дукин: Лучше тогда теплушку с дыркой в пооу, можно возить ещё и скот.
40 человек/8 лошадей ?

Gadjonysz
#532383 v_gildenberg 24 апр 2019, 12:39
Итак, крайняя часть - рассуждений Игоря и самая важная !

Что же такое системное мышление? Часть 4 (заключительная).

Паттерн 4: Надо не строить прогнозы, а повышать вероятности.

Предыдущий паттерн, в котором я говорил о том, что нужно воспринимать систему как объект, находящийся в постоянно изменяющихся условиях, можно дополнить и развернуть этот тезис в сторону вероятностей.

Когда вы предполагаете, в каких условиях будет работать ваша система/механизм, вы всегда строите догадки. Что скорее всего будет вот так, потому что раньше было так, и скорее всего в будущем будет так же.
То есть, вы переходите в зону вероятностей.

Но мой личный опыт и опыт сотен других людей показывает, что мы не боги, и невозможно рассчитывать все абсолютно точно. Всегда всплывают случайности, нюансы, новая информация, и все в итоге переворачивается с ног на голову.

В процессе развития интеллекта важно понять, что наша жизнь во многом изменяется от случайных событий, которые мы не контролируем. Безусловно, тут есть иная крайность, когда люди говорят: «раз я ни на что не влияю, то буду просто плыть по течению». В данном случае я говорю о золотой середине. Часто люди планируют свою жизнь на 20 лет вперед, а может так получиться, что они и 10 лет не проживут.

Объясню на примере. У меня был товарищ из соседнего класса. Мы оба хорошо учились в школе, участвовали в олимпиадах, и в целом были достаточно любознательными. Мой товарищ, на мой взгляд, был даже более сообразительным, чем я. В итоге я поступил в технический университет, а он пошел учиться в МВД.

Почему он сделал такой выбор? Его родители были чем-то вроде мафиозной семьи, которые еще с 90-ых годов мутили различные незаконные или полузаконные операции. На тот момент (это была середина 2000-ых годов), все выглядело очень перспективно. Россия пухла от нефтедолларов, нужно было лишь занимать «правильную» должность, чтобы воровать миллионы долларов из бюджета и покупать себе шале в Альпах и Тоскане.

В итоге мой товарищ сделал выбор в пользу «больших коррупционных перспектив». Конечно же, члены его семьи обещали ему всяческую помощь в продвижении по службе.
Но пока он учился и делал первые шаги в полиции, многое изменилось. Произошел бандитский передел власти, кое-кого из членов его семьи убили, они потеряли большую часть своих активов и денег. Нужных связей в МВД не стало. В итоге мой товарищ стал работать обычным «опером» с зарплатой в 45 тысяч рублей в месяц.

Буквально на прошлой неделе мы переписывались, и я, честно говоря, был шокирован таким исходом. Очень интеллектуально перспективный человек по факту загубил свою жизнь сокращением вариантов своего развития лишь до одного маловероятного исхода: стать через 20 лет российским генералом-коррупционером.

Именно в этом и заключается применение паттерна №4. Не пытайтесь спрогнозировать свою жизнь на 10 или 20 лет вперед. Точно так же вы не сможете спрогнозировать развитие своей компании, ребенка или страны. Просто старайтесь повышать вероятности положительного для вас исхода. Выбирайте пути развития с большим количеством вариантов, создавайте запасной аэродром, готовьте план Б и припрячьте сало на черный день.
#532386 v_gildenberg 24 апр 2019, 13:13
И какую же часть из данного паттерна можно вынести для железнодорожных пассажирских перевозок?

Расписать непросто - но я попробую. У нас есть прогноз по пассажиропотоку. Обычно готовят (в хорошем виде) три сценария - рост, стабильность и стагнация. И под прогнозы уже закладываются бюджеты, расписываются планы мероприятий по комплексу: пассажирскому и вагонному. Как в этом случае следует использовать данный паттерн?

В части ошибок МПА я бы выделил и то , что команда экономистов оперировала тезисом "так было всегда - так и будет впредь". И с этой позиции (а не с мифической доступности авиаперевозок) пассажирский комплекс начал терять пассажиров по несколько процентов за квартал...! Надо было повышать вероятность того, что пассажиры вновь и вновь воспользуются транспортом. Это очень сложная задача, которая не предполагала даже в рамках одного региона (филиала) универсальных методов решения одних и тех же задач. Поезда не существует в ваккуме. Они также существуют в определенной социально-культурной среде ,которая весьма неоднородна. Есть богатая Кубань, есть победнее Ростовская область, и есть нищая Волгоградская область. И есть поезд Саратов - Адлер, который с точки прибыльности был одним из лучших. Более-менее однородность наблюдалась в направлении Москвы ну практически из любого места. Как повысить вероятность того, что пассажир вновь и вновь вернется на поезд? Очевидно - также по максимуму использовать все сильные стороны (расписание, ценовая политика, новые вагоны) и не проводить никаких экспериментов (например, не менять вагоны, выделять на поезд по максимуму неснижаемого запаса и проч.) - в общем не менять модель.

Почему я скептически отношусь к дневным экспрессам? Очень просто - они возникли в условиях, которые в общем-то были созданы искусственно (за исключением Москвы и соседей, и Москвы - Питера) под определенную целевую модель. Сегодня РЖД расчищает под них коридоры, а завтра - выдает приказ "скорость на магистралях и грузовым, и пассажирским - 70 км/ч". И ничего не поделаешь. Все едем параллельным графиком. И все наши прогнозы по достижению рынка дневного экспресса под 90% перевозок в стране накрываются медным тазом. И нет - ни ночных поездов, ни дневных экспрессов. Вернее дневные экспрессы есть со скоростью 70 км/ч. И кому они нужны будут?

Это не значит - что прямо от них надо отказываться. Отнюдь. Положительные стороны дневных экспрессов есть конечно же. Надо их максимально улучшать. Сервис. График. Бонусные программы. Проводить ускоренную модернизацию внутреннего оборудования (ковролин хотя бы средством почистили в Воронеже, смотреть стыдно! - лентяи!). Отсюда и программы по новым вагонам купейного и плацкартного ряда ,которые кстати мы вчера видели.....
#532401 Ластовка М.О. 24 апр 2019, 14:19
v_gildenberg: Выбирайте пути развития с большим количеством вариантов, создавайте запасной аэродром, готовьте план Б и припрячьте сало на черный день.
За всю Россию не скажу, но для простых работников РЖД, это очень актуальные мысли ::-X:
Довели до такого состояния отрасль, что работать стало просто невыносимо! ::'(:

Жизнь - это то, что происходит с нами пока мы строим планы...
#532914 v_gildenberg 27 апр 2019, 12:50
Exval:

А возвращаясь к, так сказать, титульной теме этого обсуждения, хочу задать Вам такой вопрос: а в чём, исходя из принципов системного подхода, Вы видите главные проблемы существующей системы образования?
На мой взгляд , школьное образование как система имеет много сильных сторон - всеобщий охват , гарантированный минимум знаний, может быть - некая сопоставимость этого гарантированного объема знаний между людьми одного и того же возраста . Обратная сторона - это негибкость в подходе к обучению , некая уравниловка и традиционность . То есть сильная часть системы - всеобщность и по сути является слабой стороной . Как в количественно-территориальном отношении (без надлежащего учета особенностей территорий учеников - языковая , культурная , климатическая ....) , так и во временном отношении (от 7 до 17 лет чересчур много ) .

Школа в целом работает на выполнение количественных показателей , которые многие формально измеряются и соотвественно считаются индикатором целесообразности существования самой школы. Разумеется ученики являются , так сказать , лишь «палочкой» в этой системе . Мне представляется что усвоение знаний в школе - как таковых представляет более формальный критерий . По сути , задача учителя лишь зачитать и обьяснить материал . Проверить усвоение . Почему - ученик не впитал и не понял предмета - вопрос к самому ученику , это его проблемы ! Пригодятся или не пригодятся знания - тоже проблема ученика . Своего рода, это «ответ» на автономию школы в 90-xx годах , когда многие поучив творческую свободу не сумели ей воспользоваться , а откровенно говоря - ушли в анархию как в части учебного процесса, так в части отношения к ученикам.
#532917 Exval 27 апр 2019, 13:16
v_gildenberg:На мой взгляд , школьное образование как система имеет много сильных сторон - всеобщий охват , гарантированный минимум знаний, может быть - некая сопоставимость этого гарантированного объема знаний между людьми одного и того же возраста . Обратная сторона - это негибкость в подходе к обучению , некая уравниловка и традиционность . То есть сильная часть системы - всеобщность и по сути является слабой стороной . Как в количественно-территориальном отношении (без надлежащего учета особенностей территорий учеников - языковая , культурная , климатическая ....) , так и во временном отношении (от 7 до 17 лет чересчур много ) .

Школа в целом работает на выполнение количественных показателей , которые многие формально измеряются и соотвественно считаются индикатором целесообразности существования самой школы. Разумеется ученики являются , так сказать , лишь «палочкой» в этой системе . Мне представляется что усвоение знаний в школе - как таковых представляет более формальный критерий . По сути , задача учителя лишь зачитать и обьяснить материал . Проверить усвоение . Почему - ученик не впитал и не понял предмета - вопрос к самому ученику , это его проблемы ! Пригодятся или не пригодятся знания - тоже проблема ученика . Своего рода, это «ответ» на автономию школы в 90-xx годах , когда многие поучив творческую свободу не сумели ей воспользоваться , а откровенно говоря - ушли в анархию как в части учебного процесса, так в части отношения к ученикам.
Понятно, спасибо. А скажите, как вы считаете: когда люди называют какую-то школу "хорошей" (или, напротив - "плохой"), то что они при этом обычно имеют ввиду?
P.S. Кстати, обучение в российских школах уже несколько лет включает не 10, а 11 лет. :;-):
#532925 v_gildenberg 27 апр 2019, 14:53
Они имеют ввиду только собственные представления на основе пережитого опыта . И ничего более . Я отвечу по-Варламовски : зачем вообще обращаться к родителям на предмет оценки школы !? Мы же, если нам требуется медицинская помощь обращаемся не к больным , но к специалистам . Под словом люди я понял «всех кроме учеников» . Да, их мнение как родительниц своих чад интересно , но не более того . Так что хорошая или плохая школа - это совокупность некоторых частных критериев , сопоставимых по шкале наблюдений личного опыта .
#532928 Exval 27 апр 2019, 15:17
Итак, родители не могут оценивать качество школы. Допустим. Ну, а пассажиры, по крайней мере, могут оценивать сервис, которым они пользуются в тех же поездах или это тоже будут слишком субъективные и потому нерелевантные оценки?
#532943 v_gildenberg 27 апр 2019, 17:23
Exval: Итак, родители не могут оценивать качество школы. Допустим. Ну, а пассажиры, по крайней мере, могут оценивать сервис, которым они пользуются в тех же поездах или это тоже будут слишком субъективные и потому нерелевантные оценки?
Как потребители услуг - конечно могут . Но давайте вместе поймём - как вообще Может быть представлена сформованная услуга !? Вон, Придача говорит - что ему не нужны 2 проводника на 1 вагоне , другой скажет - что ему достаточно креслица и он даже без туалета обойдётся . Здесь вступает уже действие санитарных законов и норм. Далее используют свои навыки и умения конструктора , применяя те или иные решения , навыки , компромиссы . А на конечном этапе - вступает его Величество пассажир ! И тут конечно же крайне важная обратная связь . Ибо здесь мы говорим о бизнесе . Школьное образование - это все-таки не бизнес , хотя элементы денежных отношений тут есть .

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 34