Начнём с того, что классическая «Аврора» образца 1963 года (та, что за 5:27, в отдельно взятом 1965 году — 4:59) была в терминах телезрителя Придачи поездом-обрубком — вагонов 9–10, не более. Более длинный состав ЧС2 бы просто не утащил. Уже тогда всем было ясно, что следующая ступень — скоростной поезд на 200 км/ч. Задачу решали двумя путями: созданием МВПС и локомотивного поезда.
У ЭР200 от проектирования до регулярного графика ушло 1984–1967=17 лет. Первые ЧС200 проектировали 1974–1967=7 лет. Серийные: 1979–1967=12 лет. Разница как бы намекает, где тут металлолом.
Между делом наваяли ЧС2м — модификацию ЧС2 на 180 км/ч. Такая «Аврора» могла быть максимум восьмивагонной. В графике 1969 года, например, сохранялась нитка по указанию за 4:59 — использовалась ли она хоть с какой-то регулярностью, неясно. «Аврора» уже ходила 5:55 и далее только замедлялась. В 1979 году дошло до графика 7:02.
Для ЧС200 в Калинине готовились вагоны РТ200 — по местной традиции, получился металлолом, который отъездил с пассажирами ровно один год: сезон 1975/76. Даже появившийся ЧС2т мог утащить максимум 6 вагонов.
К началу 1980-х можно было бы довести до ума и запустить и РТ200, и ЭР200, но не срослось: сошёл на нет задел научного и технического подъёма последних сталинских лет, а рост потребительских расходов населения обернулся скачком трафика на железной дороге (и в авиации, естественно). Поэтому все красивые проекты вроде ВСМ, скоростных поездов и Ту-144 свернули и сосредоточились на решении банальной проблемы хронического невывоза в 300-миллионной стране.
ЭР200 остался в единственном экземпляре и с грехом пополам курсировал далеко не ежедневном режиме. ЧС200 выпустили крошечной партией, которые до запуска «Невского экспресса» остались невостребованными. По сути, вместо ЧС200 в серию пошёл ЧС6 — с теми же целями, что и ЧС7/8, т.е. электровоз, способный таскать длинносоставные поезда со скоростью 160 км/ч.
Ну а разница в количестве выпущенных ЧС200/ЧС6 и ЧС7 объясняется ценой: скоростные локи гораздо дороже, а применения им, кроме как на ГХ ОКТ, практически не нашлось. Была попытка отправить
ЧС6 в Туапсе, закончившаяся ничем.