(совместно v_gildenberg и И.Доронин)
Ну чтобы понять феномен такой музыки, надо прежде всего, знать на какой платформе она дала старт. Это знаменитый формат "ТикТока" по 15-секундным (и более) видео с адским звуковым потоком.
Мне кажется любому нормальному адекватному взрослому человеку дольше 5 минут там не продержаться, ибо просто вскипает мозг.
Строго говоря, если отмотать историю назад, возможно, тоже самое говорили наши родители про MTV
Интересно, что в 90-ые, когда центром технологий и культуры были США, реакция наших родителей на американский контент была такой же, как у нас на Тик Ток. «Ужас, срам, позор». Я и сам воспитан телеканалом MTV с его на 100% трешовым контентом. Не стоит забывать, что в 90-ые и 00-ые в РФ не было еще и практически никакой цензуры, возрастных рейтингов и прочего. То есть показывать и рекламировать по центральному телевидению/радио можно было практически любой треш и скам.
При этом я не считаю, что в СССР до этого была какая-то невероятная культура и образование. Иначе бы эти люди «с лучшим образованием» не «заряжали» воду перед телевизором. В СССР было огромное количество людей с крайне низким образованием и культурой, на уровне воровских понятий. Но все это до поры до времени выглядело прилично, потому что была та самая цензура, которая не пропускала откровенный треш в массы. Когда же государство развалилось, а какая-либо цензура и заградительные барьеры рухнули, та самая непритязательная аудитория получила контент своего уровня: «сиськи, письки, сортирный юмор, романтизация бандитизма, передачи про маньяков» и так далее.
Те, кто зарабатывал на контенте, очень быстро поняли, что это то, что нравится широким массам и это можно отлично монетизировать рекламой.
Тоже самое примерно происходит и с ТикТоком. Тик Ток - это по факту информационный фастфуд. Прямо очень-очень примитивный, как Кока-Кола с картошкой фри и Макфлури. В общем, гора жира и сахара и нулевая польза. А вернее даже вред. И точно так же на этот фастфуд клюют в первую очередь дети. Потому что они не задают себе вопрос: каковы последствия потребления этого фастфуда для моего здоровья? Что я получу полезного, съев это? Как выглядят те, кто так же как я и потребляет это каждый день? Я хочу быть похожим на них в будущем? Все это вопросы взрослого человека с устоявшейся психикой и сформированной личностью. Дети просто не мыслят такими категориями. Поэтому к ним так легко и липнет весь этот фастфуд, как информационный, так и продуктовый.
Ну а почему он так стал легко популярен в Китае?
Тут стоит смотреть на срез широких слоев населения. Дело в том, что еще 30 лет назад Китай был аграрной страной и широкие слои населения жили в деревнях в абсолютной бедности. У многих не было практически вообще никакого образования. Зачастую дедушки и бабушки современных китайцев не умеют писать и читать. Все это очень серьезно отразилось на китайской культуре. Там запрос на низкоуровневый контент оказался гораздо выше, поскольку такова была аудитория. И короткие видео под музыку оказались отличным решением: не требуют концентрации внимания и умения воспринимать текстовую информацию. Китайский же social ecommerce отлично закрывал первую потребность любого человека, который еще вчера был в бедной деревне: разгон потребления. Тебе показывают интересные штучки, аппетитную еду и предлагают тут же это заказать. Именно поэтому там так популярны стримеры, которые просто едят перед камерой. Не забывайте, что еще недавно огромные слои населения там буквально недоедали. Все эти культурные особенности накладывают свой отпечаток и на сам формат китайских соцсетей. Все в них сделано для потребления максимально низкокачественного и простого контента. И когда этот формат переносится на Запад, то местные блогеры довольно быстро понимают, что только такой контент и заходит в такого рода интерфейсе. Таким образом эти соцсети по умолчанию занижают качество своего контента.
Так кто будет клевать на подобный низкоуровневый контент? Конечно же, дети. Именно поэтому Тик Ток так популярен на Западе среди детей (вплоть до детсадовцев). Дело в том, что уровень их развития совпадает с уровнем среднестатистического китайца, который еще вчера работал сохой в поле и ходил в туалет на улице.
Отсюда и идет - максимально упрощенная музыка, которая не должна отвлекать слушателя от происходящего на экране.