Сначала читаем это:
«…В развитии темы бедности транспортной инфраструктуры России.
Наткнулся тут на красивую картинку создания самого длинного железнодорожного маршрута.
Для России он имеет ценность только в рамках глобальных транзитных маршрутов, главным образом всем известного проекта Китая «Один пояс – один путь».
Нужно признать, что Россия до последнего момента делала все, чтобы транзитные пути российскую территорию избегали.
Есть безусловные объективные причины, и первая из них это крайний недостаток транспортных узлов до Уральского хребта, которые не выдержат потока китайских товаров.
Авария на любом из них – Томск, Чита, и остановится вообще все железнодорожное транспортное сообщение, и Россия будет отрезана от Д.Востока и Сибири.
Вторая объективная причина – транспортная бедность на протяженных территориях, в первую очередь на отрезке БАМа.
Ситуация ровно та же. Крупная авария (на отрезке БАМа) и останавливается все сообщение. Дублирующие возможности пока отсутствуют. Сейчас БАМ расширяют, но там нужно класть не одну параллельную ветку, а две-три. Тогда транзит пойдет.
Поэтому сейчас второе дыхание получает Северный поток, как один и «рукавов» проекта «Один пояс-один путь».
Также необходимо помнить выдающуюся роль РЖД, которые торпедировали переговоры с китайцами еще в начале 10х годов, когда КНР только планировал маршруты.
Сначала РЖД выкинул из переговоров всех частных перевозчиков, замкнул все на себя, а потом в десять раз взвинтил цены, отказавшись дать какие-то гарантии по расширению транспортной сети. Китайцы пожали плечами и построили обходные пути через Центральную Азию.
Но главная причина лежит в другом – в первую очередь это доисторическое таможенное законодательство.
При перевозках главное - это время, а у нас до сих пор документооборот в основном идет в бумаге по длительной и трудозатратной процедуре.
Поэтому, к нам не то, что наземный товаропоток не идет, даже грузовые самолеты стараются не летать.
Там, при высочайшей маржинальности перевозок, время стоит дороже золота.
Сравните, например, в Казахстане, брокер онлайн заполнил все необходимые формы, самолет или поезд зашел на территорию, пилот онлайн подтвердил и без остановок пошел по маршруту дальше.
В России – будь добр, заполни бумажные формы, подожди своей очереди и тд.
Во многом по этой причине китайцы не используют и российские порты на Д. Востоке.
И пока у нас будет продолжаться так, никакого транзита не будет.
Китаю проще пускать товары в обход России, что, собственно говоря, и происходит…»