ВСМ vs авиа- и автотранспорт: консерваторы в США выступили против развития высокоскоростных ж/д перевозокСоответствующая позиция опубликована влиятельным Институтом Катона (CATO) в ответ на заявление министра транспорта США Питера Буттиджича о планах сделать страну мировым лидером в сфере высокоскоростного ж/д транспорта. Как «Техника железных дорог» писала ранее в заметке об отчете ITIF об угрозах CRRC, дискуссия вокруг будущего ж/д транспорта в США обусловлена планами нового президента и администрации США направить значительные бюджетные вливания на его развитие. Одним из создателей и спонсоров CATO является Чарльз Кох, американский миллиардер (состояние – более $60 млрд) и владелец Koch Industries, значительная часть деятельности которой связана с нефтепереработкой. Кох известен как сторонник консервативной идеологии в республиканской партии США.
По оценкам CATO, озвученные планы по развитию ВСМ добавят более $4 трлн к федеральному долгу из-за капитальных расходов на строительство, а также «десятки миллиардов долларов» ежегодного дефицита госбюджета из-за необходимости субсидировать операционные затраты. При этом на сеть ВСМ будет приходиться менее 2% пассажиропотока и по ней не будут перевозиться грузы. В мнении CATO отмечается неконкурентоспособность ВСМ относительно авиации и авто (стоимость билетов, потребная новая инфраструктура, энергоэффективность). В то же время CATO указывает на необходимость развития автомобильных магистралей.
Также по оценкам CATO, активное развитие ВСМ в Китае сформировало долг у национальной железнодорожной CR на примерно $850 млрд, а выручка от линий ВСМ не покрывает капитальные и эксплуатационные расходы.
На данный момент с определенной условностью линией ВСМ в США можно назвать маршрут Бостон – Нью-Йорк – Филадельфия - Вашингтон: на определенном участке в 55 км (весь путь – 735 км) поезд Acela Express достигает скорости 240 км/ч. С 2021 года на линии должны начать эксплуатироваться поезда Avelia Liberty (на фото справа) французской Alstom с операционной скоростью 260 км/ч и максимальной 300 км/ч. В 2020 году было утверждено первичное финансирование линии из Лос-Анжелеса в Лас-Вегас, ее планируется запустить в 2024 году, планируемый подвижной состав – поезда Velaro от немецкой Siemens, средняя скорость – 190 км/ч, максимальная – 320 км/ч. Также в прошлом году испанский перевозчик Renfe получил контракт на обслуживание линии ВСМ между Далласом и Хьюстоном. В то же время CATO отмечает значительные потери госсредств по многим проектам развития ж/д перевозок в США, так как цели повышения скоростей и роста перевозок пассажиров не были достигнуты.
Полный текст позиции экспертов CATO доступен по ссылке:
https://wow.link/fBCТехника железных дорог.