22.08.2012 ехали в этом поезде из Худжанда в Москву. Поездка оказалась полна неожиданностей!
Первой неожиданностью стал таможенный досмотр в Худжанде, с проходом к вагону через вокзал с рамками металлодетекторов, рентгеновской установкой и двумя лестницами. А мы-то думали, что таможня и пограничники будут нас ждать в приграничном Спитамене, где расписанием предусмотрена часовая стоянка. Из-за этого провожающие не смогли нас проводить до вагона и помочь с разборкой велосипедов. Гораздо удобнее было бы заехать непосредственно на перрон и разобрать велосипед у вагона, чем вручную таскать велосипед и рюкзак по вокзалу.
Как и всегда, увидев у вагона велосипеды, проводники предложили сдать их в багаж (багажного вагона в поезде нет, разумеется). Пришлось достать распечатанное заранее Приложение 1 к ОП СМПС, статью 12, и показать, что надлежаще разобранный и упакованный велосипед по СНГ можно провозить на багажной полке прямо в вагоне, причем бесплатно.
Второй неожиданностью стала настоятельная просьба проводника оплатить белье, выдача которого началась только через 5 часов после начала поездки, после прохождения узбекской таможни. Когда я показал ему надпись на билете "с бельем", проводник путанно объяснил, что поскольку билет куплен в России, то и бесплатное белье я смогу получить только после пересечения российской границы! Пришлось снова объяснять проводникам, что они заблуждаются. Спорить они и правда не стали, но быстро сменили требовательный тон на просящий, расказывать, как тяжело им живется, как много взяток приходится давать на каждой таможне, и поэтому они просто вынуждены собирать по 100р с пассажиров. Посколько это действительно так, решил пожалеть и заплатил им свои 100 рублей.
Третьей неожиданностью оказалось отсутствие в запечатанном комплекте белья полотенец! Правда, как только я высказал по этому поводу свое удивление, персонально нам полотенца были немедленно выданы, однако остальные пассажиры были вынуждены пользоваться своими - видимо, они привыкли уже к такой практике.
Следующие две неожиданности относятся к разряду приятных.
Во-первых, без всяких просьб с нашей стороны сразу после таможни проводники разнесли по всему вагону красивые чайники и пиалы (пустые). Это бесплатно, и довольно удобно - не надо бегать к титану с каждым стаканом, а можно заварить чай сразу на всех соседей.
Во-вторых, на второй день пути, при проезде через Узбекистан нас (в плацкарте!) неожиданно стали кормить очень вкусным лагманом и пловом (поезд обычный, не фирменый, без каких-то услуг и т.п.). Как оказалось, трехразовая еда входит в стоимость билета (правда, нас попросили заплатить по 10р за доставку блюд из ресторана в вагон). Что интересно, бесплатная кормежка предусмотрена лишь в течение одного дня, только в Узбекистане. На территории Казахстана и России бесплатно не кормят. Не знаю, с чем это связано, но еда была весьма кстати, т.к. на территории Узбекистана таджикские поезда охраняются, как чумные, и купить что-нибудь на платформе проблематично. Все местные заранее изгоняются с территории станции за железное ограждение, а пасажирам милиция настоятельно не рекомендует выходить из вагона. Впрочем, при большом желании все-таки можно добежать до решетки ограды и прямо через нее купить на станции дыню.
Теперь про вагоны.
Насколько я понял, почти весь поезд состоит из плацкарта, отремонтированного несколько лет назад. (Купейных вагонов я не видел вообще, возможно они есть в хвосте поезда с другой стороны от вагон-ресторана).
С точки зрения обычного пассажира, капремонт явно не пошел плацкартным вагонам на пользу. Новые окна, в отличие от старых советских, имеют форточки очень маленького размера, которые к тому же открываются лишь до 30 градусов. Поэтому в жаркое время в вагоне ужасная духота, особенно во время долгих стоянок на всевозможных границах. В виде исключения проводники разрешают в жару вывинчивать и вынимать стеклопакет целиком, от жары это спасает, но все же этот выход вряд ли можно назвать удачным решением.
Кроме того, после ремонта куда-то исчезли все крючки для вещей и одежды (кроме боковых полок). А вот удобная перегородка в последнем купе около 35-36 места, отделяющая эти полки от прохода и двери, так и не появилась.
Из плюсов отмечу отсутствие перегородок между багажными полками и проходом - такие перегородки красиво смотрятся, но сильно мешают размещению багажа, особенно крупногабаритного или длинномерного турснаряжения (лыж, байдарок, велосипедов). Да и таможенникам они вряд ли понравятся.
Еще один небольшой плюсик - наличие "форточек" на окнах со стороны "боковушек".
В вагоне на протяжении всей поездки было довольно чисто. Уборку проводник делал два раза в день (сухую и влажную), одновременно мыл туалеты, хотя там все и так было довольно прилично. Мусорный бак в тамбуре ни разу не переполнился, хотя все пассажиры ели арбузы и дыни и отходы возникали в большом количестве. Туалетная бумага закончилась где-то на второй день, но основную массу пассажиров это не очень-то волновало (мусульмане вместо туалетной бумаги обычно используют банку с водой; таких баночек в каждом туалете было аж по две), а мы обходились своей. Зато мыло лежало в течение всей поездки, причем сразу два вида. В российских поездах в туалетах часто встречаются довольно удобные "ажурные" коврики на полу, но до Худжанда (станция формирования поезда) это новшество, похоже, еще не дошло.
В некоторых вагонах на полу в проходе лежал ковер, в других, в том числе нашем, ковра не было.
В целом, поездка оставила приятное впечатление. Если бы не повторяющийся шесть раз (!) досмотр на таможнях, и не нестерпимая (редкая даже для Худжанда) жара в первый день, то и вообще было бы просто замечательно. Во всяком случае, ничуть не хуже, чем в российских нефирменных поездах. К нам - росиянам - таможенники, в основном, относились довольно лояльно, но на въезде в Казахстан все-таки попросили достать рюкзаки для досмотра и даже снять с полки велосипеды.
Ну и в заключение пару слов о графике поезда. Ташкентский фирменный поезд 005/006 преодолевает почти такое же расстояние на целые сутки быстрее! График же Худжандского совершенно явно "затянут", особенно на территории РФ. Очевидно, это сделано для того, чтобы обеспечить утреннее, а не вечернее прибытие поезда в пункт назначения. На мой субъективный взгляд, пассажирам было бы гораздо удобнее уезжать из Худжанда не днем, а попозже вечером. За счет уплотнения российского участка пути легко можно сэкономить часа 3-4, плюс перенести прибытие в Москву с 3.28 хотя бы на 4 утра - тогда график стал бы намного удобнее. Тем боле, что это единственный таджикско-московский поезд, который не заходит в Туркмению и на котором поэтому могут ездить российские граждане, которых почему-либо не устраивает самолет.