"Корова была найдена по горячим следам" (с) Задорнов
Так и я - пока ничего не забыл, отчитаюсь: я делаю это нечасто, потому что обычно ни с чем новым не сталкиваюсь. Но тут как раз такой случай.
Итак, вагон 2Л, тот самый, в котором хоть немного мест, но выдается в предварительную продажу, 15-й из Москвы, 2-й из Петербурга. Считаю уместным отделить мух от котлет для более точной оценки.
1. Хард, то бишь вагоныМы уже выяснили, что эти вагоны делались в 2006 году, и их можно назвать предпремиумными. Да, видны решения, которые пошли в серию только через 3 года - вероятно, их банально обкатывали. На вагоне замечена одна гофра (внизу), почему в итоге новая серия с плоскими гофрами - выяснили, не повторяюсь. Какие решения конструкторов ТВЗ показались спорными-странными-недоделанными:
Титан и место проводников. Титан не стали ставить, что-то там выиграли по месту, как и то, что нет купе для отдыха проводников. Вагон 25,5 метров, купе всего 8 (вместо 9,5 в таких же по длине 61-4440), не думаю, что это много чего дало. Итог: проводникам в купейниках все равно отдается по 2 места (одно купе через вагон), и, по словам проводницы, одновременно нельзя делать и чай, и кофе, потому что у нее на всё про всё 1 розетка
вот за это отрывать головы конструкторам.
Туалеты. Их два рядом, как и в Невском, как и в новых вагонах, но поскольку индикатор над туалетной площадью один и он показывает, что свободно, если свободен хотя бы один туалет, то цветной индикатор занятости кабины на ее двери необходим - а стоят ручки, как на дверях 197... года. Не дело. На стенах висят разные держатели, но вот тот, в котором салфетки, повесили перед унитазом выпирающим из стены таким образом, что пассажир с широкими плечами вынужден подходить к месту пользования полубоком. Типа конструктора жигулей с ростом 155 см? Сами унитазы какого-то немереного размера в основании, а их состояние уже сегодня вызывает желание их ремонтировать - во всяком случае, садиться даже с накладкой я бы побрезговал. Вакуум интересный: он высокочастотный, не ревет, как некоторые считают для премиумов, а как бы выдыхает, но я его всё равно слышал в другом конце вагона. Меня это не беспокоит, как не беспокоит и новая конструкция, но повторю - этот вариант также не бесшумный.
Купе. Тут товарищи писали, что полки в трансах жесткие. Вот в Стреле мне впервые так показалось, почему - не знаю, но ни в обычных трансах, ни в премиумах таких ощущений не было. Сколько тут объективного - не знаю, поэтому оставляю только ощущения, без выводов. 2 розетки под столом - то, что я "люблю": они не закрыты, и, разумеется, я руками ночью влез, правда, к счастью, без последствий. На обратном пути я придумал, как их можно использовать - после дня хождения по влажной погоде просушили за ночь детскую обувь.
В купе система индикаторов (ее изменили в премиумах) - руки отрываем конструкторам вновь. Зеленые и сине-желто-красный, относящиеся к освещению и климатике, завешивались простыней верхней полки, а центральный, про сортиры, с разным успехом в итоге залеплялся жвачкой. Спать мешают очень даже! Видимо, на ТВЗ не в курсе, что весь мир использует систему датчиков освещенности, и в темноте яркость подобных огней заметно снижается. Причем с индикаторами туалетов есть такое дело, что если ночью кто-то пойдет по нужде, то вы об этом узнаете вспыхнувшим красным глазом - просыпался. И еще - актуальность такого индикатора не особо нужна: очередь не индуцируется
в том смысле, что вот погас один индикатор, ты радостно выходишь в коридор и видишь, что это один пассажир вышел, а другой заходит, при этом еще люди стоят в коридоре в очереди. По опыту премиумов вполне достаточно высунуться в коридор и сразу увидеть и возможную занятость, и возможную очередь. Впрочем, если такие индикаторы кому-то нужны, то всяко их надо глушить, а как возможный вариант - элементарная крышка сверху, пусть и полупрозрачная. Радио нет, есть только трансляция, которую не придушить. Выхлоп кондиционера той самой конструкции, которую обычно затыкают полотенцем (каково ехать в жару, как справляется климатика - не знаю). На месте радиовыхода в новых вагонах всё время горят красные светодиоды, которые тоже ночью хорошо заметны. Да, пумпочки и кисточки, которые во мнении многих есть атрибуты фирменности, были сняли и убраны сразу же - и за ненадобностью, и чтобы не мешали. То, что в премиумах ничего не вешают, есть хорошо, в чем лишний раз и убеждаешься. А в остальном - трансформер он и есть трансформер. Кстати, если кто не обратил внимания, фирменный даже стол - пластик цвета штор или стен с металлической полосой по краям (только многие ли поднимают салфетку?)
Качество вагона. Ой... Крючки, как уже отмечали, вовсе в одном купе были трех видов: родные, родные с отломанным верхом и левые замененные. Почему в таком поезде просто было не поменять все крючки в одном купе - не понимаю. Пусть бы в купе, например, втором были все родные (собранные отовсюду), а в третьем - все новые, но в обоих случаях одинаковые, что и бросается в глаза. Крючки, кстати, своеобразной формы, у меня куртка на плечиках всё время норовила соскользнуть. По дороге туда замечено, что отломаны крышки двух полочек для мелочей (то есть их нормально не закрыть, одна сторона висит в воздухе) и одна нижняя полка болтается, она не полностью закреплена. Для такого поезда считаю это недостатком тем более, что времени всё спокойно посмотреть при его дневном отстое достаточно. Возможно, еще сказывается и то, что из-за небольшого пробега вагоны проходят ДР с большими промежутками. Песни и пляски панелей ТВЗ слышались во всей их красе - что там с панелями, не знаю, но, простите, меня это не должно интересовать. Но вагон скрип и поет. Плавность хода, о которой говорили, что чай не плещется и ложечки не звенят, миф, и вновь убеждаюсь, что дело не только или не столько в рельсах, сколько в вагонах (сапсан-то на этих же рельсах не мотает). Как там себя ведут аммендорфы, уже толком не узнать, но тверцы качаются и козлят во все стороны. Кстати, во втором вагоне голос ЧС6 ночью несколько раз будил - такая вот звукоизоляция.
2. Софт, то бишь обслуживаниеТуда - дама, обратно - кашляющий мужчина. Форма была надета на платформе при отправлении и прибытии, у проводников никаких списков - наладонники, причем там не только те, кто с электронной регистрацией, но и все остальные пассажиры с полными данными. Туда - вечером по вышеназванной причине договорились о кофе на утро, тут вопросов никаких, а вот обратно ничего брать не стали, но проводник достал невозможностью запомнить, кто у него что заказывал и кому что он уже предлагал. Из-за этого он начал стучать еще до 7 часов. В туалетах в раковине вода тонкой струйкой, неважно регулировалась температура воду, но это, скорее, не к проводникам. В вагоне, как я понял, не более 20 пассажиров, поэтому других проблем вроде как не было. Разве что стоит упомянуть, что вечером по умолчанию климат стоял внизу, на самом холодном, а ночью проводник заморозил всех (как я слышал утром в коридоре) - я понимаю его предложение нажать кнопку и повысить температуру, вот только ночью люди просыпаются обычно уже тогда, когда замерзли, и его совет несколько опаздывает. Почему-то по дороге туда при таком же положении климата никто не замерз
Повеселили косноязычные начальники поездов по трансляции - вот тут уж точно: лучше бы фонограмма. Особенно убил сегодня ЛНП, вещавший, что поезд прибывает через 5 минут (в 7:50), видимо, глядя только на часы - а вот если бы посмотрел в окно, то увидел бы, что поезд уже тормозит у платформы Ленинградского вокзала.
Впрочем, вновь повторю: мне сложно оценивать обслуживание, поскольку обычно от бригады ничего не требуется.
3. Логистика и некоторые выводыИз Москвы КС и Экспресс отправляли с одной платформы, видимо, в угоду господам из Гранда, которых поставили отдельно. Толпа на платформе имела место, раньше такое творили на Казанском, потом одумались и стали разводить. Но вот в Питере опять приняли на одну платформу при наличии (в отличие от Москвы) пустых других! И опять толпа, причем люди только выходили из КС, как на соседний путь влетела четверка. Зачем так делать? Обратно на Ленинградском хоть развели - приняли на сапсаний путь, а рядом ждали Лёву.
Для себя решено следующее. Если есть возможность по времени - сапсан без обсуждения (на сей раз этого времени не было), если ехать ночником из Москвы, то приоритет 116-й, далее 16-й, ну а далее уже по ситуации, из Питера - тот же мурманский. В любом случае в этом списке КС на первом месте стоять не будет.
Оценки ставьте сами, если хотите - надеюсь, что описал впечатления и ощущения достаточно подробно
У меня выводы смешанные: понятно, что КС лучше большинства обычных поездов, но оценивая ее по гамбургскому счету после неоднократных поездок на разных фирмачах, отдать ее пальму первенства не могу. Скажу, что набивший оскомину премиум 102 в Адлер вряд ли хуже, и согласиться с тем, что "Красная Стрела" - лучший поезд страны, не могу.