1. Дата поездки – 18.07.2010, маршрут – Иркутск - Хабаровск, вагон 7 купейный с услугами.
2. Состав был довольно большой, сейчас уже не вспомню общее число вагонов. В голове состава порядка 5 первых вагонов или даже больше были почтово-багажными. Преимущественно вагоны плацкартные, но есть несколько купейных и вагон-ресторан. Состав поезда из очень старых вагонов с деревянными рамами. Выглядит крайне неприглядно, одна сплошная рухлядь, к тому же весь грязный. Зато на вагонах сохранились таблички с надписью "Амур", напоминающей, что некогда этот поезд был фирменным, правда, судя по состоянию вагонов, это было когда-то очень давно
Единственным нормальным вагоном в составе был купейный вагон повышенной комфортности, вот уж действительно повышенной
Я, собственно говоря, предполагал, что так и будет, поэтому его и взял.
3. В Иркутск поезд прибыл без опозданий, несмотря на долгую дорогу до него, поэтому посадка прошла неспешно за 30 минут стоянки поезда. Людей в поезд садилось очень много, что и понятно, так как почти все поезда из Иркутска на Восток отправляются утром, а хабаровский как раз вечером, в 20.22 местного времени. Моему появлению проводница удивилась, так как мое место единственное в вагоне шло свободным от Москвы до Иркутска и, видимо, было предметом "покушений" со стороны других пассажиров, еще бы которые сутки нижняя полка свободная
Все остальные места в вагоне были заняты.
4. Вагон единственный достойный во всем составе, ТВЗ первых годов выпуска.
Кондиционер в вагоне работал исправно, что меня очень радовало
и вызывало зависть пассажиров, проходящих через наш вагон в сторону вагона-ресторана. На улице стояла жара, в соседних вагонах люди спасались за счет открытых окон, в которых зажимали пластиковые бутылки, так как окна сами не держались, довольно известная картина в каких-нибудь южных допах. В итоге климатическая обстановка в них была та еще - днем жара, ночью холод, так как большой перепад дневных и ночных температур весьма характерен для тех мест (Сибири и Дальнего Востока), причем по ночам и утром там довольно часты туманы. Со стороны нерабочего тамбура туалет был с видом на железнодорожный путь, туалет со стороны купе проводников был био. Но этого биотуалета проводницы очень боялись, закрывали его во время стоянок, а после того как в Чите на платформу выкатила машина и прочистила наш туалет, так проводницы закрыли его вообще и больше не открывали до Хабаровска. Еще что интересно, так это то, что вагон был свердловской приписки, проводники были из Екатеринбурга, белье тоже там укомплектовывалось, и даже газеты были от Уральского филиала ФПК.
Как в итоге осуществляется обслуживание данного купейного вагона в этом поезде, в котором все остальные вагоны были хабаровской приписки и обслуживались проводниками из Хабаровска, включая так же хабаровский вагон-ресторан и его персонал, я понять не смог. Когда и где загружают и снимают с него белье, комплекты газет и гигиены, где меняют проводников - вопросы, оставшиеся для меня без ответа. Есть предположение, что это делают во время стоянки в Екатеринбурге, так как когда я садился в Иркутске, то заметил, что у проводником верхние полки были завалены санитарно-гигиеническими наборами, наборами газет и комплектами чистого белья, которых явно и на обратную дорогу было припасено. Но если это действительно так, то как-то очень сложно, можно лишь предположить, глядя на весь остальной состав, что в Хабаровске просто нет вагонов, которые бы отвечали требованиям вагона повышенной комфортности, хотя зачем тогда такое сложное решение, проще вагоны такие где-нибудь отыскать.
5. Проводницы - 2 женщины средних лет, за 40-45. Дамы довольно замкнутые и не очень приветливые, но обязанности свои выполняли исправно. Каждый день очень тщательно пылесосили вагон, потом вымывали его водой, вымывали туалет - порядок они поддерживали. Начальник поезда каждое утро около 10 часов приветствовал пассажиров, рассказывал, где сейчас находится поезд, какой сейчас часовой поезд, как правильно получить местное время, путем прибавления сколько именно часов к московскому времени, указанному в расписании, за 20-30 минут предупреждал, что поезд прибывает на такую-то станцию и говорил время стоянки (что было очень удобно, потому что за несколько часов перед подъездом к Чите поезд встал и в итоге в Читу мы опоздали на 2 часа и всю остальную дорогу поезд шел с большими опозданиями), за 10 минут до прибытия сообщал о начале санитарной зоны и давал указания проводникам закрыть туалеты (после которых наши проводницы как по команде неслись в конец вагона закрывать туалет), за пол часа до прибытия сообщил, что поезд прибудет в Хабаровск с опозданием на 20 минут (вот это очень положительный момент, а то всегда гадать приходится, на сколько же мы опоздаем, и сидеть фактически уже собравшись в ожидании, что вот вот и приедем, а это вот вот никак не наступает; кроме этого случая подобное встречал лишь единожды в тамбовском поезде, когда услышал возмущение пассажирки в коридоре, что через 10 минут поезд прибудет, а чего же проводница никого не разбудила и получила любезный ответ, что поезд опаздывает на 40 минут, потому можно еще спать, она всех разбудит). Нет, ну ведь кайф же - сервис. И вот тут я вспомнил про "Россию", про обслуживание в этом "фирменном" поезде, потому и 10 раз я "ЗА", чтобы отдать его на обслуживание во Владивосток. Но что-то я отвлекся
6. Набор сухого питания был довольно традиционный, а вот горячим кормили все же лучше, чем часто это бывает в поездах европейской части нашей страны, потому что порции были больше и разнообразнее, свежие огурчики и помидорчики, все проварено-доварено и вполне вкусно. И это в последние дни двухнедельного рейса, когда поезд уже возвращался в пункт формирования, и ведь ничего не закончилось (например, хлеб) и все вполне свежее. В данном случае, нежели это обычно бывает, вполне можно было наесться и питание стоило потраченных на него денег.
7. В вагоне ресторане цены высокие. Меню там, конечно, большое, но меня сразу предупредили, что я могу его поизучать, но остались только эскалоп и курочка. В итоге эскалоп с макаронами, салат из помидоров и огурцов, хлеб и бутылочка пива Невского мне обошлись в 600 рублей. Дорого, но кушать хотелось, так как из запасов с собой почти ничего не было, а места по пути были довольно глухие, особо поживиться было нечем.
8. Пассажиры этого поезда идут в резкий контраст с пассажирами "России". Круглый день народ пил преимущественно пиво. Если перегон между станциями был долгим, то вереницы тянулись в вагон-ресторан (и надо сказать, ведь справился вагон-ресторан, дефицита не было
), более терпеливые ждали, когда проедет официантка с тележкой, на станциях очереди выстраивались к ларькам, а от них люди возвращались довольные с парой штук 1.5-2-х литровых баклажек пива, чипсами, орешками, рыбкой. Но вели себя все довольно спокойно, хождение по коридору с залитыми глазами и минимум понимания в происходящем - было, разговоры за жизнь - были, нравоучительные беседы - били, но до криков и драк не доходило. Хотя у меня ведь вагон повышенной комфортности
, а что было с общественным порядком в плацкарте - не знаю. Моими соседями по купе были сержант-пограничник, возвращавшийся из отпуска обратно в Биробиджан, вел себя умеренно, укладывался всего лишь в 3-4 баночки пива за день. А также женщина с сыном, которая "возила сына поступать" (вот так это теперь называется
) в Томск. Ехали они до Приисковой и в основном занимались чтением книг, гаданием кроссвордов и прослушивание плеера. Я еще когда в прошлый год проезжал Приисковую, поглядел на все там вокруг и подумал, где же здесь живут, а оказывается вполне себе живут. От Биробиджана думал поеду один, но нет, ко мне зашел сосед, серьезный такой дяденька. Все 2 часа пути до Хабаровска он продремал, сидя на полке, хотя проводница сразу ему принесла комплект белья.
9. Туалеты чистые, туалетная бумага, мыло - в наличии.
10. Поезд формирования ФПКФ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ, Хабаровск.
10. Оценка вагону – 7 из 10. Оценка поезду за качество вагонов - 2 из 10. Оценка поездной бригаде - 8 из 10.