"Внимание, на первый путь второго перрона подаётся на посадку пассажирский поезд номер сто восемьдесят второй Рига - Симферополь" - я очень часто вспоминаю это объявление по репродуктору, произносимое неизвестным женским голосом с прибалтийским акцентом, на станции Рига-Пассажирская в конце 80-х. Мы часто ездили в бабушке, и именно на этом поезде. А ещё я помню, что если приехать на вокзал пораньше, можно увидеть знаменитую на весь Союз "Чайку", фирменный пассажирский поезд Минск - Таллин. В составе "Чайки" вместо обычных общих вагонов с жёсткими полками были кресла как в самолёте, а ещё там был вагон-видеосалон, что было просто невероятно для меня в то время. Во время путешествия на поезде можно было просто пойти в соседний вагон и посмотреть кино. Кроме того, был один из лучших в СССР фирменный поезд "Латвия". Давайте вспомним, какие дальние и местные поезда отправлялись с крупнейшей в Прибалтике станции Рига-Пассажирская.
http://railwayz.info/photolines/images/100/1313834703.jpg
http://railwayz.info/photolines/photo/20220Рига - Москва, 5 поездов в день
Рига - Ленинград, 3 поезда
Рига - Таллинн, 2 поезда (один из них дизель через Пярну)
Рига - Калининград
Рига - Вильнюс
Рига - Пыталово, 2 поезда (через Сигулду и Плявиняс)
Рига - Клайпеда
Рига - Львов
Рига - Гомель
Рига - Киев
Рига - Симферополь, 2 поезда
Рига - Адлер
Рига - Одесса
Рига - Новороссийск
Рига - Воронеж
Таллинн - Минск и Минск - Таллинн, только два проходящих поезда (не считаем электрички).
От станции Ошкалны (ныне Земитаны) отправлялись пассажирские поезда до Свердловска, Горького и Челябинска. Интересно, это было связано с загруженностью Риги-Пассажирской либо с чем-то ещё?
Кроме того, полноценные пассажирские поезда ходили до Лиепаи и Венстспилса. Дизель-поезда - до Мажейкяй, Пярну, Валги, Бигосово и Себежа. И, конечно, бесчисленное количество электричек, бегающих каждые пять минут в Юрмалу, а также в Огре, Елгаву и Саулкрасты.
Сейчас, спустя более двадцати лет, дальних поездов из Риги осталось только три: на Москву, Минск и Питер. Логистика пассажирских перевозок кардинально поменялась. Самолёты на Лондон, Дублин, Глазго, паромы в Швецию, автобусы в Германию. Вряд ли мы услышим на станции по громкоговорителю, что прибывает скорый поезд из Киева или отправляется пассажирский на Воронеж.