Немного о Воронежских электричках прошлого и их обитателях (бВФ)
Лет 20-30 назад пригородных электричек было куда больше, чем сейчас, а при совке - и подавно. Личного транспорта тогда было в десятки раз меньше, чем сейчас, и электрички обеспечивали ежедневный подвоз рабочих, живущих в окрестных сёлах, на предприятия Воронежа, поэтому даже в осенне-зимне-весенний период электрички ходили, в среднем, каждые 15-20 минут, правда, с двухчасовым перерывом с 13 до 15. Даже зимой они были наполнены изрядно, а летом, в пляжно-дачный сезон, и вовсе порой бывали битком - из Борового вечером, к примеру. Народ в них ездил разный, но было в этих пригородных поездах место совершенно эпичное.
Первый вагон.
Первый вагон был строго мужским, нравы в нём царили суровые, и развлечения были под стать им.
Представьте себе: хмурый ноябрьский вечер, как, к примеру, вчера. Пролетарии отпахали полную смену, устали, проголодались, а им ещё пилить на электричке в свою Давыдовку или Графское часа полтора. Душа требует отдыха, и народ его себе организует, как говорится, не отходя от кассы. Одни раскупоривают бутылочку белой или красненького, разворачивают на сиденьях или специально принесённых ящиках нехитрую мужскую снедь: хлеб-сало-лук-яйки-кильку/в/томате, расставляют стаканы - и понеслась! На соседних сиденьях рубятся в карты или, реже, в домино, а подрастающее поколение чаще играет по углам в камень-ножницы-бумагу на щелбаны. И, главное, КУРЯТ ВСЕ, создавая вкупе с алкогольно-луковым выхлопом неповторимую атмосферу скоротечного сурового мужского братства.
Кто хочет наглядно представить себе восхитительную атмосферу первого вагона электрички 80-90-х годов, перечитайте бессмертную книжку Венички Ерофеева "Москва-Петушки" и посмотрите не менее бессмертный мультик "Остров Сокровищ", а именно - сцену в баре "Подзорная труба": те же сдвигаемые дружно кружки, те же клубы табачного дыма, те же - правда, нечасто - суровые мужские невербальные разборки, но они обычно быстро пресекались грозными воплями других участников сиесты, типа:
- Охренели совсем, сейчас стаканы посшибаете! А ну, нах, в тамбур!
Собственно, статус мужского первого вагона подразумевал, что всякий в него садящийся внутренне согласен и принимает негласные, но реальные правила поведения в нём и особенности быта - только хардкор, только суровый мужской быт, атмосфера этакой рюмочной на колёсах, места полуторачасового отдыха мужской души между двумя кругами ежедневного ада - рабочим и бытовым. Посему никаких ТП и истеричных мамаш с ненаглядными дитятками там не бывало от слова совсем, ну, а любой желающий вписаться в этот орден работяг-передвижников при условии соблюдения негласного кодекса и наличии выпивки-закуси принимался, как родной.