Электропоезд ЭР9П-136 на станции Воронеж-I, Воронежская область (11 июня 1994 года):
https://trainpix.org/photo/02/70/68/270683.jpg
https://trainpix.org/photo/270683/ Фотография из книги В. С. Пащенко "Воронежский трамвай в 1994-м году. Взгляд из-за рубежа", Орёл, 2019. Автор фото — Ханс Эрлеманс (Hans Oerlemans).
Вид с пешеходного моста над путями вокзала Воронеж-1. Справа виден состав поезда Воронеж - Рига, отменённого в 2001 году. Рядом с ним - "кругломордая" электричка ЭР9П-136, а справа вдали - красный дизель поезд Д-1 с тепловозом 2ТЭ116. На вокзальных часах примерно 19:15, а значит, этот поезд, вероятнее всего, вернулся с Касторной. Слева у здания вокзала видна 1-я платформа, с которой отправлялись важнейшие поезда. Её высота позволяла попасть в вагон, просто сделав шаг. К сожалению, после реконструкции платформа будет понижена, с той поры пассажиры на входе в вагон будут преодолевать ступеньки, как на всех остальных платформах.
Д1 в девяностые в Воронеже ходили, как правило, по два состава 4+4. Под тягой 2ТЭ116 или 4+2 или один Д1 в 4 вагона стали массово ходить только ближе к двухтысячным. Изредка бывала "зелёная зараза" - 2ТЭ116 с ЦМВ. Припоминаю, в начале 90-х это была, как правило, "сидячка", но могли подать и плацкартные. Прозвище дано дачниками за особенности погрузки-выгрузки и состояние вагонов, в частности - полное отсутствие вентиляции. В условиях постоянной давки дело зачастую доходило до обмороков. Толстый слой пыли, отсутствие освещения и общая разграбленность - уже мелочи на этом фоне. Но самое главное - такие составы никогда не ходили с проводниками, а сами составы были длиннее многих платформ, грузиться-выгружаться приходилось не с перрона, а прямо с насыпи, с откоса. Представьте плотную толпу пожилых людей с рюкзаками, авоськами и тележками, перед которыми на высоте груди (если не головы) крутые ступеньки и закрытая дверь. А внутри страшная давка и духота.
Также поезда нередко могли опаздывать на час-полтора, а окна даже в Д1 не все открывались.
Изложенное выше из личных воспоминаний, относится к направлению на Касторную, но на Анну едва ли сильные отличия могли быть.
В 90-х ходили составы с 2ТЭ116, к которым цепляли от 12 до 15 прицепных вагонов Д1, либо тупо сцепляли 2 или 3 неработающих четрехвагонных Д1 с холодными головами, либо 2 шестивагонных. На моей памяти это были 2ТЭ116-242, 279 и позднее пригнали еще 432. В кабине 2ТЭ116 было сделано управление дверями этих составов. Собственно, это был прообраз ДТ-116. Шестивагонные сцепы своим ходом у нас никогда не работали.
На Анну и Хаву Д1 никогда не ходили, туда был ТЭ3 или ТЭП60 с ЦМВ.
Автор публикации: Буфчик
С уважением, Евгений.