Прошло много много лет. Уже люди из дальних регионов, а по жизни крутейшие региональные журналисты нам докладывают: м-11, как была отстоем в плане сервиса, так и осталась:
Одно из сильнейших впечатлений во время прошедшего отпуска произвела на меня федеральная трасса М11 («Нева»). Та самая платная автострада от Москвы до Санкт-Петербурга, которую с помпой открыли в конце прошлого года. Мы отмахали по ней 500 км — от Твери до Питера.
Что касается самой дороги, то всё шикарно, без вопросов — покрытие, освещение, ни одного одноуровневого пересечения, разрешенная скорость в 130 км/ч — лети себе и лети. Но! За все 500 км на этой трассе повстречались только две (!) нормальные заправки. И еще две — конструкции типа «бочка со шлангом», откуда наливали либо 95-й бензин, либо солярку, третьего не дано. На всех этих четырех точках были очереди, как в конце 80-х. Мне пришлось заправиться вскоре после Твери 95-м бензином из бочки, потеряв на это мероприятие около 40 минут. И в Питер я въехал на горящей лампочке, молясь на экономичность своего «Логана».
Далее. На все эти 500 км пришлось только две (!) придорожные кафешки. И ни одного (!) мотеля. Если тебя на трассе М11 застанет ночь, варианта только два — либо вставить в глаза спички и пилить до конца, либо спать в машине в придорожном кармане. Правда, карманы эти под завязку забиты фурами даже днём (их водителям всё-таки проще, у них в кабине кроватка есть). В этих же карманах имеются туалеты, но их внутреннее состояние мы проверять не решились — потому что очереди к ним солидные, а обслуживающего персонала поблизости не наблюдается. Как опытный автопутешественник, я знаю, во что такие придорожные конструкции очень быстро превращаются — после этого с ними можно поступать, как с ЧАЭС: накрыть саркофагом и ждать, когда само рассосётся.
Конечно, люди, часто катающиеся между Москвой и Питером, могут мне сказать — ну, ты лошара, не мог заранее погуглить, как там чо? Мог. Но не погуглил. Потому что я человек наивный, провинциальный — ну, никак не мог предположить, что на платной трассе, в которую вбухано полтриллиона, не предусмотрят элементарный придорожный сервис. Не укладывается в моей голове, что к путешествию между двумя главными городами страны надо готовиться так, как будто бы пилишь зимой из Нового Уренгоя в Надым — брать с собой запас бензина, резать бутеры и не ссать.