doc009:всю жизнь был уверен что он там меняет направление, грубо говоря из Воронежа заворачивает в сторону Горшечного (Старого Оскола) через Восточную и потом тепловоз переезжает в хвост и тянет его через курскую на Курск.... и так было в моем сознании всегда!!! но каково было мое удивление,когда я четко увидел путь ведущий строго из Касторной Восточной на Касторную Курскую,минуя Новую и тут настал стопор в моей голове))) поясните пожалуйста кто знает!! заранее благодарен)))
doc009, Вы немного запутались в Касторных. Та станция, которую Вы называете Касторная-Восточная, на самом деле является разъездом 156 км - это предузловой разъезд со стороны Воронежа, он действительно расположен на ВОСТОКЕ узла. А сама станция Касторная-Восточная (точнее путевой пост Касторная Восточная) в настоящее время уже не существует, она выродилась в остановочный пункт и была расположена на СЕВЕРЕ узла со стороны Ельца.
Кратко, схема узла такая. Узел имеет крестообразную форму и образован перегонами Касторная Восточная (север)-Касторная Новая (юг) участка Елец-Ст.Оскол и разъезд 156 км (восток) - Касторная Курская (запад) участка Воронеж-Курск. Имеются также соединительные участки между станциями узла: разъезд 156 км - Касторная Новая и Касторная Курская-Касторная Новая. Ранее еще существовал участок Касторная Курская-Касторная Восточная, однако он в настоящее время разобран. Собственно говоря, пост Касторная Восточная и нужен был только для того, чтобы обслуживать примыкание с Касторной Курской. После ликвидации этого примыкания в конце 90х годов Касторная Восточная потеряла статус раздельного пункта и превратилась в обычный ОП без путевого развития.
Ранее (в советское время) в узле были две участковые станции - Касторная Курская и Касторная Новая. При электрификации участка Елец-Валуйки планировалось электрифицировать также соединительные участки Касторная Новая-Касторная Курская и Касторная Восточная-Касторная Курская, для передачи поездов между широтным и меридиональным ходами. Предполагалось, что на Касторной Курской будет производиться смена локомотива (электровоз-тепловоз и наоборот). На этих перегонах и на самой станции Касторная Курская уже были установлены опоры контактной сети. Однако, в связи с тотальной экономией и падением грузовых перевозок, в конце 90-х годов было решено сосредоточить всю участковую работу узла только на одной станции - Касторной Новой. В результате электрификация участка Касторная Курская-Касторная Новая стала не нужна, т.к. смена локомотива теперь производилась на Касторной Новой. Также не нужным стал участок Касторная Восточная-Касторная Курская, который был заброшен и потом разобран. Станция Касторная Курская превратилась в простой разъезд. Курская горловина бывшего сортировочного парка станции была разобрана, и парк ныне используется в качестве отстойника для списаных и переданых в запас грузовых вагонов.
Что же касается пассажирских поездов направления Воронеж-Курск, то только у двух - 841/842 Воронеж-Курск и 467/468 Адлер-Смоленск плечо обслуживания тепловозов от Воронежа до Курска (ТЭП70 тч Елец). Соответственно, эти поезда следуют напрямую, через раз. 156 км-Касторную Курскую, без смены направления и локомотива. У всех остальных пассажирских поездов этого направления ТЭП70 ЮВЖД следуют от Воронежа только до Касторной и обратно, поэтому все эти поезда заходят в Касторную Новую со сменой направления движения и локомотива. Далее в сторону Курска идут локомотивы Московской ж.д. (2М62 или 2ТЭ10М).