ЕвРо: Возможно я был не совсем точен в своём утверждении, но я не буду приводить здесь цитату целиком, лучше отошлю Вас к книге "Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза 1956-1965 гг." Издательство "Транспорт", Москва, 1966 г. на стр.40-41. Глава 2. Электровозы переменного тока. Введение.
Там очень чётко описаны преимущества электрификации ж.д. на переменном токе.
И, кстати сказать, разве упоминание о роли проф. Щукина в постройке паровозов Э и И.В. Сталина в постройке тепловозов ТЭ1 не является описанием субъективных факторов.
Я сейчас нахожусь на отдыхе и пользоваться интернет-ресурсами с экрана телефона не совсем удобно, поэтому прочитаю рекомендованный Вами отрывок из Ракова через пару дней. Но, в принципе, легко догадаться - что именно там написано. Я ведь недаром уже упоминал выше об "официально-бодряческой" литературе, в которой процесс развития отечественного ж.д. транспорта, (и не его одного, разумеется), отображается как сплошное поступательное движение от одних достижений к другим, на котором не принималось ошибочных решений, не было недооценки возникающих проблем, и т.д. И это вполне относится к вопросу о сравнении систем электрификации постоянного и переменного тока. В рамках подобной парадигмы вторая имеет одни лишь сплошные преимущества над первой. Об этом написано в огромном количестве литературы (в т.ч. - и той, по которой я в свое время учился на электроснабженца), т.ч., повторяю - едва ли Раков отметил здесь что-то принципиально новое. Но подобная позиция, предполагающая абсолютное превосходство одной системы над другой, является некорректной, игнорирующей некоторые важные моменты. Например, необходимость принятия специальных (и весьма дорогостоящих) мер по защите от электромагнитных полей, сопровождающих работу ЭПС переменного тока. Или влияние этих полей на здоровье людей (об этом здесь писалось). Да взять хотя бы то же прогорание ингитронов, о котором мы здесь много говорим! Ведь очевидно, что это был дополнительный фактор опасности, которой подвергались локомотивные и ремонтные бригады электровозов-переменников. Фактор, устраненный лишь с переходов к полупроводниковым преобразователям. Почему же он практически не упоминается? Не потому ли, что такое упоминание нарушает стройную картину демонстрации сплошных преимуществ новой системы электрификации над старой? Да и многие другие факты без указания на недостатки постоянного тока становятся непонятными, необъяснимыми. Например, зачем на протяжении многих лет проводились изыскания по повышению номинального напряжения в КС постоянного тока в 2,3 или даже 4 раза. Зачем, если напряжение на участках переменного тока было все равно выше? Или почему на зарубежных ж.д. так долго и упорно держались за сохранение систем внешнего электроснабжения, предназначенных для питания только лишь тяги, без подключения к ним промышленных и гражданских нагрузок?
Согласитесь, что корректное рассмотрение этих вопросов требует признать наличие за системой перемене тока не одних лишь преимуществ, но также и недостатков.
И два слова по поводу "субъективного фактора". Вы привели замечательный пример с созданием тепловоза ТЭ1, где влияние этого фактора проявилось в полной мере. Да, роль Сталина в этой истории оказалась очень велика. Но ведь она не исчерпывается тем, что вождю понравился локомотив, который вел его поезд на Потсдамскую конференцию. Важно также понимание того - почему послуживший в качестве прототипа первого серийного отечественного тепловоза американский локомотив был плохо приспособлен для поездной работы, какие это имело последствия для нашего тепловозостроения в дальнейшем. Даже если допустить, что Раков не стал вдаваться в эти вопросы потому, что они лежали вне целей его труда, в любом случае очевидно, что он никак не может претендовать на исчерпанность и даже единственную верность в рассмотрении данной темы.
И в заключение хочу задать Вам, как специалисту-электровознику вопрос, удовлетворительный ответ на который пока так и не получил: почему в первые два десятка лет все отечественные электровозы проектировались с переходными площадками на торцах кузова? Хочется все же с этим разобраться.