Наконец-то Мосгорсуд разместил на своем сайте Определение по моей жалобе на решение районного суда. Вот текст:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 декабря 2014 г. г.Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Расторгуевой Н.С.,
судей Севастьяновой Н.Ю. и Кирсановой В.А.,
при секретаре Агальцовой О.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Севастьяновой Н.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе истца *** на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 11 февраля 2014 г., которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований *** о признании незаконными действий ОАО «Федеральная пассажирская компания» в части возложения на пассажира обязанности при заключении договора перевозки по оплате дополнительных услуг (рациона питания, постельных принадлежностей, печатной продукции, санитарно-гигиенического набора), об обязании прекратить взимание платы за дополнительные услуги, о восстановлении информации в бланке железнодорожного билет о стоимости услуг, соблюдение которых вызвано необходимостью соблюдения санитарно-гигиенических норм – предоставление постельного белья, взыскании компенсации морального вреда, нанесенного истцу и членам его семьи, в размере * руб. * коп. отказать.
УСТАНОВИЛА:
*** обратился в суд с иском к ОАО «Федеральная пассажирская компания», в котором просил:
- признать незаконными действия ответчика при заключении договора перевозки (покупке железнодорожного билета) в части наложения на пассажира обязательств по оплате дополнительных услуг – рациона питания, постельных принадлежностей, печатной продукции, санитарно-гигиенического набора;
- возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, а именно – прекратить взимание платы за услуги, не связанные с перевозкой, за услуги предоставления: рациона питания, постельных принадлежностей, печатной продукции, санитарно-гигиенического набора;
- возложить на ответчика обязанность восстановить ранее изъятую информацию в бланке железнодорожного билета о стоимости услуг, предоставление которых вызвано необходимостью соблюдения санитарно-гигиенических норм – предоставление постельного белья при длительных и/или ночных поездках;
- взыскать компенсацию морального вреда, нанесенного истцу и членам его семьи, включая несовершеннолетних детей, выразившегося в принуждении к отказу от поездки из-за непредвиденных финансовых затрат в виде оплаты навязанных услуг, принуждения к оплате дополнительных услуг, в которых истец и члены его семьи не нуждались.
Требования мотивированы тем, что истец с семьей планировал совершить поездку на железнодорожном транспорте по маршруту Москва-Самара и обратно. Критерием для выбора поездки являлось минимальное время в пути, удобное время отправления и прибытия. Данным критериям соответствовал поезд №010Й на маршруте Москва-Самара и поезд №009Й в обратном направлении. Другие поезда, имеющие такое же или меньшее время нахождения в пути, на данном маршруте отсутствуют. Для покупки билета истец обратился в железнодорожные кассы, расположенные на Казанском вокзале г.Москвы. Рядом с окном кассы была вывешена информация, что в соответствии с Распоряжением ОАО «ФПК» от 10 апреля 2013 г. №440р с 26 мая 2013 г. приобретение билета на поезда 010Й и 009Й сообщением Москва-Самара-Москва, возможна только одновременно с оплатой дополнительных услуг, стоимостью 554 руб. 50 коп., которые включают предоставление рациона питания стоимостью 307 руб.60 коп., постельных принадлежностей стоимостью 174 руб., печатной продукции стоимостью 41 руб. 90 коп., санитарно-гигиенического набора стоимостью 31 руб. Аналогичная информация содержалась на Интернет-сайтах * и ОАО «*». В связи с этим для приобретения пяти билетов на поезда 010Й и 009Й истцу пришлось бы оплатить дополнительные услуги, не связанные с оказанием услуг перевозки, на сумму более * руб., которыми истец в силу своего материального положения не обладал, и вынужден был отказаться от поездки и приобрести билеты только для членов своей семьи. Истец приобрел через сайт ОАО «*» с помощью банковской карты 2 полных железнодорожных билета стоимостью по * руб. * коп., 2 детских железнодорожных билета стоимостью по * руб., 1 детский безденежный железнодорожный билет на маршрут Москва-Самара на 15 июня 2013 г. на поезд №010Й и 2 полных железнодорожных билета стоимостью по * руб. * коп., 2 детских железнодорожных билета стоимостью по * руб., 1 детский безденежный железнодорожный билет на маршрут Самара-Москва на 22 июня 2013 г. на поезд №009Й. Из содержания билетов следует, что в них указана лишь общая стоимость услуги по перевозке пассажира, без указания стоимости дополнительных услуг. Предоставленные в пути следования продукты питания по цене * руб. * коп. имеют при продаже в розничных точках продаж более низкую цену, ответчик реализует продукты по завышенным ценам боле чем в два раза. Рацион питания неприемлем для детей, вегетарианцев, верующих людей. Выдаваемая пассажирам печатная продукция не представляет интерес для пассажиров. Истец направил в адрес ответчика претензию от 7 июня 2013 г., в котором просил учесть доводы, изложенные в письме главного диетолога Нижегородской области и в письме *, однако эти требования ответчик оставил без удовлетворения, направив письменный ответ от 22 июля 2013 г. Таким образом, истец считает, что действия ответчика нарушают запрета на злоупотребление доминирующим положением, которые изложены в статье 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также права истца, как потребителя, предусмотренные статьями 10, 15, 16, 17, 32 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебное заседание истец *** не явился, о слушании дела извещен, его представитель Моноле О.С. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОАО «Федеральная пассажирская компания» - Нуянзина Н.А. возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что истец предъявил иск в защиту неопределенного круга лиц, тогда как таким правом законом он не наделен. Считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Законодатель предусмотрел право перевозчика предоставить пассажирам платное сервисное обслуживание, которое включается в цену проезда в поезде дальнего следования, имеющем в составе выгоны повышенной комфортности.
Представители третьего лица Федеральной антимонопольной службы – Кыров Д.Н., Жердев О.С. поддержали заявленные исковые требования, суду пояснили, что действия ответчика по продаже проездных документов (билетов) только одновременно с оплатой дополнительных услуг, может быть расценено как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом *** по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционных жалобах указывается, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Оспаривается вывод суда о том, что истец не наделен правом на обращение в суд в интересах членов своей семьи, об отсутствии договорных отношений между истцом и ответчиком. Указывается, что истец является законным представителем несовершеннолетних детей, обращение в суд вызвано и нарушением прав истца, поскольку именно он приобрел проездные билеты на членов своей семьи. Истец считает необоснованными выводы суда о не предоставлении доказательств. Судом не дана надлежащая оценка решениям Управления Федеральной антимонопольной службы, решению Арбитражного суда Нижегородской области, решению Верховного Суда РФ, письмам главного диетолога Нижегородской области и Нижегородского научно-следовательского института детской гастроэнтерологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ, информации о противоправных действиях ответчика, размещенной на сайте Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 ГПК РФ, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя ответчика ОАО «Федеральная пассажирская компания» - Нуянзиной Н.А., полагавшей решение суда законным, представителя третьего лица Федеральной антимонопольной службы – Кырова Д.Н., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая исковых требований, суд первой инстанции установил, что истец приобрел через сайт ОАО «РЖД» с помощью банковской карты пять железнодорожных билетов для проезда членов своей семьи по маршруту Москва-Самара на 15 июня 2013 г. на поезде №010ЙА и пять железнодорожных билетов для проезда членов своей семьи по маршруту Самара-Москва на 22 июня 2013 г. на поезде №009ЙА. В общую стоимость указанных билетов перевозчиком включена стоимость дополнительных услуг в размере * руб. * коп., которые включают предоставление рациона питания стоимостью * руб.* коп., постельных принадлежностей стоимостью * руб., печатной продукции стоимостью * руб. * коп., санитарно-гигиенического набора стоимостью * руб.
Оспаривая действия перевозчика по включению в стоимость железнодорожного билета стоимость дополнительных услуг, истец указывает, что дополнительные услуги навязаны ответчиком, тем самым нарушены права истца как потребителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предоставленные перевозчиком истцу и членам его семьи дополнительные услуги не являются навязанными и не нарушают их права потребителей.
Положениями Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 8). Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (пункт 2 статьи 8).
Согласно статьям 4 и 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере естественной монополии отнесены железнодорожные перевозки. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительство РФ от 5 августа 2009 г. N 643 утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, в соответствии с которым государственному тарифному регулированию подлежат услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе").
Из приведенных норм права следует, что тарифному регулированию подлежат услуги по перевозке пассажиров в плацкартных и общих вагонах. При проезде в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, в соответствии с законодательством о естественных монополиях ценовое регулирование не применятся. Данная сфера услуг не подлежит государственному тарифному регулированию в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в связи с этим перевозчики вправе самостоятельно определять состав таких услуг и их стоимость.
Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - Правила оказания услуг).
Согласно абзацу первому пункта 33 указанных Правил оказания услуг в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажиру, имеющему право бесплатного проезда или проезда со скидкой, в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы.
Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 9 июля 2007 г. №89.
Предложение первое абзаца 1 пункта 33 Правил оказания услуг оспаривались в Верховном Суде РФ в порядке главы 24 ГПК РФ, в том числе по мотиву противоречия пункту 2 статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Решением Верховного Суда РФ от 26 сентября 2011 г. №ГКПИ11-937 отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим первого предложения абзаца первого пункта 33 Правил оказания услуг. Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем нормативное положение не противоречит действующему законодательству, Правила оказания услуг изданы в пределах предоставленных Правительству РФ полномочий в сфере регулирования гражданских отношений, возникающих при оказании услуг по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте, и, следовательно, оспариваемое положение не нарушает прав заявителя.
При таких обстоятельствах законодатель предоставил перевозчику право на включение в стоимость проезда пассажира в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, платного сервисного обслуживания. Указанная дополнительная услуга не является навязанной услугой и не противоречит пункту 2 статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку потребитель не лишен права выбора категории обслуживания, возможности приобретения билета на поезд в вагоне "эконом-класса", либо на проезд в плацкартном и общем вагоне, тарифы на проезд в которых регулируются государством и не содержат затрат на оказание дополнительных услуг.
Также необходимо учитывать, что поезда повышенной комфортности №010ЙА и №009ЙА по маршруту Москва-Самара-Москва сформированы перевозчиком с учетом системы динамического ценообразования, которая применяется на маршрутах перевозок с развитой конкуренцией. Наряду с этими поездами по данному маршруту курсируют другие поезда с вагонами "эконом-класса", плацкартными и общими вагонами, что предоставляет потребителям право выбора на приобретение билета в любой вагон.
Другим основанием заявленных исковых требований является нарушение ответчиком запрета на злоупотребление доминирующим положением, которые изложены в статье 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, истец не наделен правом на оспаривание предоставление ответчиком услуг по такому основанию. Положениями статей 5 и 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлена исключительная компетенция антимонопольного органа на признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим. Указанным законом установлены административные способы защиты публичного порядка и частных прав.
Кроме того, требования истца направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц. Согласно статье 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 "О защите прав потребителей" предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей наделены правом только орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Вследствие этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец не наделен правом на обращение в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно вынесено с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 11 февраля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную истца *** оставить без удовлетворения.
Резюмирую: кому позволяет время и у кого есть желание обращайтесь в Прокуратуру или Роспотребнадзор, либо в общественную организацию по защите прав потребителя. У меня сейчас нет времени этим заниматься... Но что-то мне подсказывает, что никто из этих организаций не захочет в текущей ситуации, как говорится, против ветра...