#373217
odno_koikomesto
23 май 2016, 12:43
Добрый день, уважаемое сообщество!
Хотел-бы поднять тему судьбы малодеятельных жд-линий (МДЖЛ) в мире в на пространстве МПС.
Как вы знаете, сейчас из 85000 км сети РЖД около 18% - это малодеятельные линии. То есть это линии, которые потенциально могут закрыться в самое ближайшее время. При этом много линий уже было закрыто в 90-е и 2000-е и они безвозратно потеряны как для железной дороги, так и для экономики страны. В условиях жизни "от кризиса до кризиса" РЖД старается по-возможности консервировать и до-последнего не закрывать убыточные ветки. Причём в ход идут стандартные инструменты: перевод линии на дневную работу, консервация разъездов и станций, закрытие вокзалов и сокращение штата сотрудников (больше я и не знаю хороших практик по сокращению убытков). В итоге имеем, что в условиях большой нестабильности и стагнации в экономике даже мощные двухпутные линии (например Курский ход) очень сильно проседают и становятся по сути малодеятельными. Оттого и за Родину обидно, что инфраструктура, построенная кровью и потом, простаивает без дела, а люди сидят без работы.
А линии ведь бывают совсем разные: однопутные/двухпутные, с местной грузовой работой и без, с пригородным движением и без, с пассажирским движением и без, с разной блокировкой, даже электрифицированные МЖДЛ. Насколько я понял, их можно разделить на полноценные жд-линии с несколькими станциями, на "линии-подъездные пути" (тупиковые, состоящие из одного перегона) и на всякие внутриузловые соединительные ветки между работающими станциями.
Некоторые линии - это вообще заповедники промышленной архитектуры и сельской жизни, их можно сделать туристической меккой, где пустить паровую тягу и отреставрировать инфраструктуру.
Может если нет возможности нам как железнодорожникам повлиять на экономику клиентов жд-линии и привлечь новые объёмы перевозок, то может как-то упростить движение поездов и обслуживание линии до такой степени, чтобы она была похожа на трамвайную линию с пониженной осевой нагрузкой, самовзрезными стрелками, особенным подвижным составом? В мире полно всяких поделок для пассажирского движения (рельсовых автобусов) как кустарного производства, так и промышленного.
С проблемой эффективности малодеятельных линий столкнулись лишь несколько стран дальнего зарубежья, среди которых Франция, Великобритания, Польша США и Швеция. В остальных страна чёта не нашёл упоминания такой проблемы. И кроме англичан в других странах проблема так остро не стоит. В США, насколько я понял, из-за огромной протяжённости сети интенсивность использования линий гораздо ниже, и по нашей классификации половина жд-сети в США будет отнесена к малодеятельным линиям. Но ведь компании-владельцы их не закрывают, а как-то на них зарабатывают! Что они делают, что затраты на содержание таких линий выходят копеечными? Я видел на ютубе видео, что они очень активно применяют вместо локомотивов и мотрис грузовики и пикапы. Сильно-ли получается сэкономить? У нас ведь на выставках тоже подобную технику выставляют, но почему РЖД её не использует? Как выкручиваются железные дороги Прибалтики и СНГ я даже не в курсе, хотя у коллег наверняка есть интересный опыт (как положительный, так и отрицательный).
Слышал ещё, что в Великобритании и в США если много линий, где вообще нет никакой блокировки, а движение осуществляется по рации или просто по сотовому телефону. В журнале "ЖД-мира" писали, что в Европе придумали какую-то систему позиционирования через спутник, которая хорошо подходит для МДЖЛ, это вообще правда?
В связи с вышеописанным хочу поднять обсуждение следующих вопросов:
1. Какие есть в мире подходы к убыточным линиям? Что с ними делают? Какой есть опыт в пассажирских и грузовых перевозках по таким линиям?
2. Как можно удешевить работу железнодорожной линии в наших условиях? Какие законодательные и технологические/законодательные препятствия? Что сделать с пригородом, местной грузовой работой? Как можно удешевить обслуживание пути? Чтобы не как на линии Земцы-Жарковский ездить 10км/ч, а как-то приемлемо быстро. По какому пути идти: по пути хайтека (ввода в работу всяких электронных штучек для удешевления работы линии) или по пути упрощения инфраструктуры?
3. Как можно поднять проблему на государственный или как минимум на отраслевой уровень? Это ж ведь проблема уровня моногородов и безработицы!
Что думаете?
Хотел-бы поднять тему судьбы малодеятельных жд-линий (МДЖЛ) в мире в на пространстве МПС.
Как вы знаете, сейчас из 85000 км сети РЖД около 18% - это малодеятельные линии. То есть это линии, которые потенциально могут закрыться в самое ближайшее время. При этом много линий уже было закрыто в 90-е и 2000-е и они безвозратно потеряны как для железной дороги, так и для экономики страны. В условиях жизни "от кризиса до кризиса" РЖД старается по-возможности консервировать и до-последнего не закрывать убыточные ветки. Причём в ход идут стандартные инструменты: перевод линии на дневную работу, консервация разъездов и станций, закрытие вокзалов и сокращение штата сотрудников (больше я и не знаю хороших практик по сокращению убытков). В итоге имеем, что в условиях большой нестабильности и стагнации в экономике даже мощные двухпутные линии (например Курский ход) очень сильно проседают и становятся по сути малодеятельными. Оттого и за Родину обидно, что инфраструктура, построенная кровью и потом, простаивает без дела, а люди сидят без работы.
А линии ведь бывают совсем разные: однопутные/двухпутные, с местной грузовой работой и без, с пригородным движением и без, с пассажирским движением и без, с разной блокировкой, даже электрифицированные МЖДЛ. Насколько я понял, их можно разделить на полноценные жд-линии с несколькими станциями, на "линии-подъездные пути" (тупиковые, состоящие из одного перегона) и на всякие внутриузловые соединительные ветки между работающими станциями.
Некоторые линии - это вообще заповедники промышленной архитектуры и сельской жизни, их можно сделать туристической меккой, где пустить паровую тягу и отреставрировать инфраструктуру.
Может если нет возможности нам как железнодорожникам повлиять на экономику клиентов жд-линии и привлечь новые объёмы перевозок, то может как-то упростить движение поездов и обслуживание линии до такой степени, чтобы она была похожа на трамвайную линию с пониженной осевой нагрузкой, самовзрезными стрелками, особенным подвижным составом? В мире полно всяких поделок для пассажирского движения (рельсовых автобусов) как кустарного производства, так и промышленного.
[media]
[media]
[media]
С проблемой эффективности малодеятельных линий столкнулись лишь несколько стран дальнего зарубежья, среди которых Франция, Великобритания, Польша США и Швеция. В остальных страна чёта не нашёл упоминания такой проблемы. И кроме англичан в других странах проблема так остро не стоит. В США, насколько я понял, из-за огромной протяжённости сети интенсивность использования линий гораздо ниже, и по нашей классификации половина жд-сети в США будет отнесена к малодеятельным линиям. Но ведь компании-владельцы их не закрывают, а как-то на них зарабатывают! Что они делают, что затраты на содержание таких линий выходят копеечными? Я видел на ютубе видео, что они очень активно применяют вместо локомотивов и мотрис грузовики и пикапы. Сильно-ли получается сэкономить? У нас ведь на выставках тоже подобную технику выставляют, но почему РЖД её не использует? Как выкручиваются железные дороги Прибалтики и СНГ я даже не в курсе, хотя у коллег наверняка есть интересный опыт (как положительный, так и отрицательный).
Слышал ещё, что в Великобритании и в США если много линий, где вообще нет никакой блокировки, а движение осуществляется по рации или просто по сотовому телефону. В журнале "ЖД-мира" писали, что в Европе придумали какую-то систему позиционирования через спутник, которая хорошо подходит для МДЖЛ, это вообще правда?
В связи с вышеописанным хочу поднять обсуждение следующих вопросов:
1. Какие есть в мире подходы к убыточным линиям? Что с ними делают? Какой есть опыт в пассажирских и грузовых перевозках по таким линиям?
2. Как можно удешевить работу железнодорожной линии в наших условиях? Какие законодательные и технологические/законодательные препятствия? Что сделать с пригородом, местной грузовой работой? Как можно удешевить обслуживание пути? Чтобы не как на линии Земцы-Жарковский ездить 10км/ч, а как-то приемлемо быстро. По какому пути идти: по пути хайтека (ввода в работу всяких электронных штучек для удешевления работы линии) или по пути упрощения инфраструктуры?
3. Как можно поднять проблему на государственный или как минимум на отраслевой уровень? Это ж ведь проблема уровня моногородов и безработицы!
Что думаете?