Есть интересная диссертация, которая защищена в РГУПС.
Ковалева Наталья Александровна,
«Пространственно-технологическое развитие городских пассажирских транспортных систем» (Ученая степень присуждена (Решение диссертационного совета Д 218.010.01, протокол № 9 от 21.12.2015 г.).
Важным фактором устойчивого социально-экономического развития города, региона, страны в целом является бесперебойное функционирование транспортной системы. Перевозка пассажиров – основная функция городского общественного пассажирского транспорта, определяющая уровень жизни
населения, безбарьерную среду развития общества.
Как отмечает Э.А. Сафронов, «…транспортная система города и региона входит в общую систему жизнеобеспечения территории и имеет инфраструктурное значение. Наряду с системами энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации города транспортная система создает необходимые условия для эффективной работы всех отраслей народного хозяйства»
По результатам исследования агентства OOO «Агентство ЭС ДЖИ ЭМ» (SUSTAINABLE GROWTH MANAGEMENT AGENCY) [87, 88] был составлен рейтинг уровня устойчивого развития городов Российской Федерации в 2012 и 2013 годах (рис. 1.3). В рейтинге использовалась система показателей оценки индекса устойчивого развития (ИУР), таких как экономическое развитие, городская инфраструктура, демография и население, социальная инфраструктура, экология. Для построения ИУР показатели подвергаются операции масштабирования (линейного или логарифмического), т. е.
определению относительного места того или иного города среди других городов с присвоением частного индекса от 0 до 1, где 1 характеризует город как абсолютного лидера по показателю, а 0 – абсолютного аутсайдера [88].
По результатам исследования ИУР в России в 2012 г. в тройку лидеров входят города Красногорск (0,682), Москва (0,652), Новый Уренгой (0,642), в 2013 г. рейтинг возглавляют Обнинск (0,623), Москва (0,621), Новый Уренгой (0,620). При этом численность населения Красногорска, Обнинска и Нового Уренгоя не превышает 130 тыс. человек. Среди городов-мегаполисов с численностью населения более 1 000 тыс. человек (рис. 1.4) города-лидеры: Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург. Город Ростов-на-Дону находится на 5-м месте в 2012 г. (0,545) и на 9-м месте в 2013 г. (0,499).
ИУР среди городов-миллионеров:
http://savepic.ru/12391296.png
Как видно заметно просаживается привлекательность Воронежа в 2013 г. относительно 2012 г. Падёж НОТ оказывает на это очень сильное влияние:
Как было отмечено в отчете, «…важнейшим показателем, характеризующим развитие городской инфраструктуры, является развитость общественного транспорта. Чем выше охват городских территорий общественным транспортом, тем выше «интегрированность» различных частей города, подвижность населения. В то же время общественный транспорт, особенно электротранспорт, является более “экологичным”, чем личный, а значит, наносит меньший ущерб экологической обстановке города. Лидеры: Санкт-Петербург, Москва, Великий Новгород, Ижевск, Арзамас. Аутсайдеры: Элиста, Невинномысск, Дербент, Ессентуки» [88].
Самое интересное начинается со стр. 26 "Анализ существующих видов городского пассажирского
транспорта".
Я кстати не знал о таком факте:
Постепенное слияние пригородов приводит к образованию урбанизированных ареалов – гигантских скоплений городов протяженностью в сотни и даже тысячи км. Наиболее протяженная в настоящее время городская застройка “Босваш” (Бостон – Вашингтон) объединила (поглотила) около 500 городов, в которых проживает почти 20 % всего населения США (около 45 млн).
Москве есть куда расти
