zz27: Повышенные цены в праздники это нормально. "Родить" лишний автобус далеко не бесплатно, вывоз пиковой толпы объективно дороже, чем обычной нагрузки. А перевозчик один до тех пор, пока он не получает сверхприбыль, иначе находится и другие желающие. Кроме случаев с криминальными схемами, но это другая история. И кроме внутрирегиональных рейсов, там действительно любой бардак возможен.
А железка делает хуже, чем заламывание цены, она тупо отказывается везти всех желающих. Это ПДСы; пригород нужно очень постараться, чтобы всех не увёз, там в пик вместо доплаты дискомфорт.
Ну и в некоторых случаях даже базовые цены слишком дорогие, например если нет пригорода и нужно проехать 10-100 километров в ПДСе.
Согласен, что вывоз пиковых потоков — дороже, и «родить» автобус в праздник — это реальные издержки. И да, если бы была сверхприбыль — появились бы конкуренты.
Но есть нюансы:
1. Ж/д не «отказывается везти» — она физически не может везти сверх пропускной способности инфраструктуры.
— Добавить поезд — не как автобус: нужны свободные пути, локомотивы, бригады, «окна» в графике. В пик (НГ, 1 мая) вся сеть РЖД работает на 100%+ загрузке.
— Да, ПДС — не электричка, и мест может не хватить. Но и автобус в ту же поездку (100 км) в праздники часто дороже плацкарта, а по времени — в 2–3 раза дольше.
2. «Базовые цены слишком дорогие» — вопрос не к ЖД, а к отсутствию социального транспорта.
— Если нет пригородки на 10–100 км — это провал региональной транспортной политики, а не «злость РЖД».
— На таких дистанциях автобус — почти монополист, и да, «базовая цена» у него может быть выше, чем у «Ласточки» на 500 км.
3. Главное отличие: у автоперевозчика нет обязательства возить всех, даже за деньги. А у РЖД социальная миссия: вести поезд по расписанию, даже если в нём 10 пассажиров.

Так что ЖД — не «злодей с завышенными ценами», а инфраструктура, которая работает порой в убыток ради дос

тупности. А автобус — бизнес, который реагирует на спрос. Оба нужны, но функции разные