В этом разделе Вы можете задать свои вопросы по пассажирским перевозкам. Сотрудники нашего агентства и знающие люди, по возможности постараются на них ответить. Пожалуйста, перед тем как задать свой вопрос просмотрите раздел «Ответы на вопросы».
#65374 Миша_н 21 окт 2009, 23:15
Наверное, Вы знаете, что сейчас есть алгоритм увеличения длины поезда исходя из реализации мест, об этом писали на форуме в начале июня, когда его запустили. Дважды в сутки "Экспресс" вычисляет населенность каждого поезда и сравнивает с "пороговыми" значениями населенности по категориям вагонов, внесенными предварительно в момент ввода поезда в систему. Если населенность по какому-либо из типов вагонов превысила "пороговое" значение, а в брони факультативных вагонов есть вагон такого типа, то он автоматически выпускается в свободную продажу, фактически, в этот момент происходит прицепка одного (или нескольких, если они есть в наличии, а прицепка одного вагона не приводит населенность к значению ниже "порогового") факультативного вагона к поезду. Скорее всего, есть автоматический и полуавтоматический способ ввода вагона - по аналогии с Windows Update - загружать и устанавливать обновления автоматически или загружать, но не устанавливать, а делать уведомление. Здесь, я думаю, так же. Либо бронь снимается автоматически, либо в Л соответствующей дороги дается уведомление-рекомендация о необходимости перевода вагона из "факультативной" брони в свободную продажу. Я думаю, что тот, кто давал здесь на форуме информацию в начале лета меня, если что, подправит, к сожалению, уже забыл, кто это был. Также я не знаю, каким образом "открывается" такой же вагон в обратном поезде (он может уходить как позже, так и раньше "прямого", в зависимости от того, является ли пункт-"инициатор" ввода вагона пунктом формирования или оборота).
Так вот, если установить "пороговое" значение выше 100%, то все остается, как и раньше - факультативные вагоны введутся в продажу за 5 суток до отправления поезда. Если установить "пороговое" значение в 100%, то новый вагон откроется на продажу ранее 5 суток до отправления только в том случае, если будут распроданы все ранее введенные места данной категории. В этих случаях все понятно.
Рассмотрим вариант, что "пороговое" значение установлено на уровне менее 100%, например, на уровне рентабельности - 80%. Допустим также, что речь идет о купейных вагонах, а не о плацкарте, просто для удобства, чтобы пока не "париться" с боковушками. В этом случае мы получаем, что как только от изначально введенных мест остается 20% - это по 7 мест на вагон в среднем, вводится новый вагон. Так как нижние места раскупаются как правило быстрее верхних, то в этом случае, например, при 4 вагонах в ядре поезда в момент ввода нового вагона наличие мест будет что-нибудь вроде 5/23, 4/24, 3/25 ... или вообще 0/28. Может быть, чуть меньше, чем 28 мест останется, так как мониторинг проводится с большой дискретностью. После ввода вагона - соответственно общее количество мест становится 23/41 (для простоты я считаю, что все вагоны по 36 мест, штабной вообще без продажи, в других случаях все аналогично), а количество купейных мест в составе уже 180. Очередной ввод вагона, стало быть, произойдет при остатке 36 мест. При этом опять-таки нижних останется в лучшем случае 5-7 (хотя реально на практике - 0-2, я помню, как, например, в этом году на 30 августа из Анапы в Москву в первый день продажи к вечеру остаток купейных мест был 0/102! там, правда, вводить уже было нечего, потому что весь поезд был сразу открыт для продажи), остальные верхние. Всё. Если дальше автомат вводит вагон, то уже может оказаться так, что этот вагон будет просто лишним. В поезде после выкупа еще 30 мест останется порядка 40 верхушек, возможно, 1-2 нижних. Значит, последний вагон был введен зря.
При "правильных" коэффициентах (более 95%) такого не случится, потому что кого-то из пассажиров все-таки удастся "выдавить" на верхние полки. Вот конкретный пример: поезд 104М отправлением сегодня, 21 октября, и поезд 104С отправлением завтра, 22 октября. То есть весь оборот Москва - Адлер - Москва. До отправления из Москвы около 6 часов, до отправления обратно около 40 часов.

Поезд 104М Москва - Адлер отправлением 21.10:
ЛЮКС РЖД/МСК ФПД 9396.3 10 15
ЛЮКС РЖД/МСК ФПД 8286.3 11 13
КУПЕ РЖД/МСК ФПД 4171.1 6 0 / 5
7 0 / 9
8 0 / 17
9 2 / 2
19 0 / 16
20 0 / 16
ПЛАЦ РЖД/МСК ФПД 1944.8 5 0 / 10 / 3 / 7
ПЛАЦ РЖД/МСК ФПД 1944.8 1 0 / 15 / 2 / 5
2 0 / 13 / 1 / 5
3 0 / 12 / 1 / 7
4 0 / 7 / 3 / 7
0 0 / 1 / 2 / 4
Итого населенность (не могу сейчас посмотреть, сколько в штабном вагоне 09К мест в продажу, считаю даже, что 36!): СВ - 22%, купе - 56%, плацкарт - 68%.

Поезд 104С Адлер - Москва отправлением 22.10:
ЛЮКС РЖД/МСК ФПД 9396.3 10 13
ЛЮКС РЖД/МСК ФПД 8286.3 11 2
КУПЕ РЖД/МСК ФПД 4171.1 6 0 / 4
7 0 / 13
8 0 / 8
9 0 / 2
КУПЕ РЖД/МСК ФПД 4171.1 19 0 / 14
20 0 / 16
ПЛАЦ РЖД/МСК ФПД 1944.8 1 0 / 15 / 1 / 5
2 0 / 13 / 1 / 7
3 0 / 13 / 1 / 7
4 0 / 8 / 1 / 7
5 0 / 8 / 0 / 6
0 0 / 10 / 0 / 5
Итого населенность: СВ - 58%, купе - 74%, плацкарт - 67%.

Даже если допустить, что СВ были в ядре поезда (все-таки 1 вагон 1Л и 1 вагон 1Б логично включать в ядро), чем как не низкими порогами населенности на С-КВ объяснить появление вагонов 19К и 20К? А также вагонов 1П и 2П - судя по наличию мест туда и обратно вагоны 4, 5, 0 поступили в продажу раньше, чем вагоны 1, 2 и 3. То, что расшифровка КУПЕ в направлении обратно и ПЛАЦ в направлении туда встречается дважды, объясняется легко - в направлении туда считают, что вагон 05П (3П) идет без кондиционера, который в Сочи где-то купят или отремонтируют, поэтому обратно он уже идет с кондиционером (3Э, как и все остальные) ::-D: А кондиционеры в ЯДРЕ поезда такие слабые, что на обратном пути будут работать только в факультативных вагонах 19К и 20К.

Да, ну и последнее. На более загруженном в окончание "бархатного" сезона обратном направлении свободно 108 плацкартных мест - в сумме по количеству мест - 2 вагона! Из них нижних - всего 4 - это 37-е места в разных вагонах. В направлении туда - свободно 105 мест, нижних чуть больше. Купейные вагоны: в направлении обратно свободно 57 мест, все верхние. В направлении туда - свободно 67 мест, 2 нижних появились в штабной вагон за 10 минут до того, как я взял справку, из брони, остальные - верхние.


Печальный итог: неудачная установка "пороговых" значений открытия вагонов, скорее всего, 70%, при отсутствии достаточного спроса на перевозки приводит фактически к перевозке "воздуха", осталось свободными в каждом отрезке оборота поезда по 2 купейных и 2 плацкартных вагона (ну, учитывая, что 2 свободных вагонов купе нет в обратную сторону, а до выезда еще 40 часов, а также то, что Краснодар что-нибудь купит - заранее там сейчас продажа почти прикрыта, даже пусть купит целиком плацкартный вагон и сколько-нибудь купе, будем считать, что 1 купейный и 1 плацкартных), "размазанных" по всему поезду верхними полками.
#65376 Миша_н 21 окт 2009, 23:39
Имеется такое предложение по избежанию подобных ситуаций:
бронь 12 факультативных вагонов "делится" на три разных брони (назову их 9, 11 и 12). Бронь 9 имеется в поездах своего формирования (то есть в поездах, станция отправления которых совпадает со станцией формирования состава) и якобы "снимается" за сутки до отправления поезда. Бронь 12 имеется в поездах чужого формирования (то есть в поездах, станция отправления которых является станцией оборота состава), следующих от станции формирования не более 3 суток, и якобы "снимается" за 5 суток до отправления поезда, как и раньше. Бронь 11 - такая же, как и бронь 12, только для "сверхдальних" поездов, следующих от станции формирования более 3 суток, и якобы "снимается" за 9 суток до отправления поезда. Естественно, все значения примерные, для простоты описания алгоритма. Слово "якобы" использовано не зря, так как реально "снятие" всех этих броней приводит к исключению/неназначению факультативных вагонов.
В период от 45 суток до 12 суток до отправления поезда, как и сейчас, дважды в сутки производится мониторинг населенности и при достижении населенности 100% по какой-либо категории вагона автоматически добавляется новый вагон соответствующей категории как в прямом, так и в обратном направлениях. Далее, в период от 12 суток до момента мнимого "снятия" соответствующей брони, используется добавление вагона по достижении установленного "порогового" значения. Все невведенные вагоны по достижении времени "снятия" соответствующей брони исключаются из схемы поезда и могут быть включены в нее вновь только в том случае, если в пункте формирования поезда (где факультативная бронь снимается позже, чем в пункте оборота) возникла необходимость в их включении в связи с достижением населенности "порогового" значения, установленного дорогой отправления. При этом мониторинг в пункте оборота все равно продолжается, и при заполнении всех мест соответствующей категории в поезде формируется уведомление о необходимости увеличения длины состава, которое обрабатывается уже в ручном режиме по фактической возможности. Кроме того, производится мониторинг заселенности поезда по отправлению и по пути следования для того, чтобы после соответствующего анализа "подкорректировать" использованные в схеме коэффициенты населенности (в сторону уменьшения, если спрос на перевозки не был удовлетворен, или в сторону увеличения, если итоговая населенность поезда оказалась слишком низкой).
Еще раз подчеркиваю, что все временные интервалы "снятия" факультативных броней нужно тщательно анализировать, возможно, 9-я бронь должна вообще сниматься за 6 часов до отхода поезда, то есть в тот момент, когда становится невозможным оперативное включение дополнительного вагона в схему.

Прошу экспертов высказывать свои соображения по предложенному алгоритму, искать его недостатки, сравнивать с существующим.
Последний раз редактировалось Миша_н 22 окт 2009, 00:02, всего редактировалось 3 раз(а).
#65378 Миша_н 21 окт 2009, 23:54
Потому что скидки действовали только до 1 сентября в этой части. А в поезде 104 их вообще не было почему-то... На самом деле потому, что он был переведен в разряд фирменных уже после утверждения перечня "скидочных" вагонов фирменных поездов.
#65379 Миша_н 21 окт 2009, 23:57
Кстати, наконец, доступны "окончательные итоги": поезд 104С везет 72 пустых места в купе и 36 в плацкарте, Краснодар все-таки постарался, подправил картину! :;-): Я вчера думал, что "лишние" вагоны - 1 купейный и 1 плацкартный, но оказалось, что лишними были 2 купейных...
#65402 Maximus71 22 окт 2009, 08:44
На данный момент, к сожалению, эта программа широко не применяется.
По указанным Вами поездам, скорее всего, вся работа идет в ручном режиме.
Для поездов, на которых программа будет проходить обкатку, опытным путем установлено пороговое значение 85 % (не забываем, что места в бронях программа видит как свободные)
#65410 Andrey VI 22 окт 2009, 12:10
Действительно жаль. А почему не применяется?
Когда начнется обкатка? Вроде бы еще летом эта программа была запущена (по информации с форума РЖД).
Можно ли узнать список поездов, к которым она применяется?
#65422 Миша_н 23 окт 2009, 01:42
Maximus71:Для поездов, на которых программа будет проходить обкатку, опытным путем установлено пороговое значение 85 % (не забываем, что места в бронях программа видит как свободные)
А вот это, наверное, зря: зачем считать за 45 суток свободными места, которые "лежат" в 7/27/14 брони, если их оттуда запрещается брать ранее 10/3 суток? Да и 18/26 брони не очень-то и доступны ля станции отправления - теперь уже не программно, а административно. Может быть, хотя бы до 10-15 суток до отправления считать только свободную продажу (ну и 31-ю бронь, если ее вдруг кому-нибудь взбредет в голову вновь использовать!), а "порог" установить повыше? Согласитесь, что хотя вроде как и запрещено использовать под брони больше 15% вместимости поезда, в зимний период при укороченных составах обычные 12-16 купейных и 12-16 плацкартных мест могут составить и более 15%, тогда существующий алгоритм "заткнется", то есть не будет вводить вагоны вообще даже при отсутствии мест, а простые пассажиры будут вынуждены нервничать и ждать снятия этих броней в день отъезда (ну или за 5 суток).То есть если в ядре поезда плацкартных вагонов не меньше 3, а купейных (учитывая штабной и/или КБ) - не меньше 4, все будет работать. Если же меньше, то первый дополнительный вагон ввести не удастся, а значит, и все последующие...
Про СВ я, конечно, не говорю. Там, если в составе 1 вагон, 6-8 мест брони вообще составляют до 44% от вместимости. Но это уже отдельная песня, СВ сейчас иногда "прячут" в факультативную бронь, чтобы стимулировать продажи в вагоны классов 1А/1М.
#65431 АлексейК 23 окт 2009, 03:03
Предложение. В случае, если в продажу автоматически поступает факультативный вагон в связи с преодолением установленного порога заполняемости имеющихся вагонов аналогичного типа, в этот же момент снимать ограничения на продажу с вагонов, признанных почти заполненными. И открывать в них продажу от любой до любой станции.

Действительно, для этих вагонов все ограничения сыграли свою роль: эти вагоны уже заполнились "правильными" (в смысле упомянутых ограничений) пассажирами. А оставшиеся места (как вообще непроданные, так и свободные по части маршрута) по сложившейся традиции предназначены как раз для "трамвайщиков". И тут уже нелогично ждать 3 суток до отправления. Если "трамвайную" продажу на те же места открыть раньше, то часть потенциального воздуха в вагонах будет дополнительно замещена реальными пассажирами.

Какой-то резерв мест на последний момент при этом тоже останется - как раз во вновь поставленных в продажу факультативных вагонах.
#65453 НИКОЛА 23 окт 2009, 16:35
АлексейК:Предложение. В случае, если в продажу автоматически поступает факультативный вагон в связи с преодолением установленного порога заполняемости имеющихся вагонов аналогичного типа, в этот же момент снимать ограничения на продажу с вагонов, признанных почти заполненными. И открывать в них продажу от любой до любой станции.

Действительно, для этих вагонов все ограничения сыграли свою роль: эти вагоны уже заполнились "правильными" (в смысле упомянутых ограничений) пассажирами. А оставшиеся места (как вообще непроданные, так и свободные по части маршрута) по сложившейся традиции предназначены как раз для "трамвайщиков". И тут уже нелогично ждать 3 суток до отправления. Если "трамвайную" продажу на те же места открыть раньше, то часть потенциального воздуха в вагонах будет дополнительно замещена реальными пассажирами.

Какой-то резерв мест на последний момент при этом тоже останется - как раз во вновь поставленных в продажу факультативных вагонах.
Ну это если только порог стоит менее 100%. А если 100% и более, то никакого смысла в этом нет.
#65617 Миша_н 01 ноя 2009, 16:19
А по-моему в любом случае действующую систему ограничений продаж "по дальности" так кардинально менять не стоит. Загрузка, конечно, вырастет, но, вероятно, только на первые несколько часов пути. А дальше будет воздух, при этом еще и спрос "дальних" пассажиров может оказаться неудовлетворенным. Так что, увы, удел "трамвайщиков-перестраховщиков" - те несколько мест (иногда вагонов) в дальних поездах, которые с самого начала продажи продаются до любой станции, или "трамвайные" поезда. А все остальные "трамвайщики", которые в последние 2 часа перед поездом как правило и озабочиваются проблемой покупки билета, как раз забьют в дальнем поезде все "дырки" хотя бы на несколько часов.

Вот Вам пример: направление - Ярославское. Поезд Москва - Котлас. Там по всем дням, кроме пятниц, ограничения ставятся "дальше Ярославля", а по пятницам - "дальше Вологды". В итоге, например, на сегодня за 4 часа до отхода поезда общих мест от Москвы нет, они в основном проданы до Ярославля, поскольку в общем вагоне ограничений нет, дальше там уже 60 свободных мест, из которых будет высадка-посадка человек по 10-15 между ближними станциями на всем пути. Это, безусловно, оправдано, потому что в этом вагоне тариф примерно равен комсбору, чем чаще меняются пассажиры, тем больше сборы и тем дороже сумма тарифов получится... Даже если заполняемость 25% у вагона, но пассажиры меняются по 5 раз за маршрут, то это лучше, чем 100% заполненный вагон везти без смены пассажиров. Плацкарт: осталось 5 верхних боковых. От Ярославля трафаретный вагон вводится, но с населенностью почти все в норме - в трафаретном вагоне всего 40% населенность, остальные "под завязку". Купе: от Москвы 28 мест свободно, от Ярославля к ним еще трафаретные места добавляются. Так себе населенность, дай бог, от безысходности за 4 часа пассажиры разберут. Смотрим Вологду: опаньки ::-D: уже всего процентов 60 мест занято в плацкарте, купе вообще меньше 40%. Такая же картина с поездом Москва - Воркута: от Москвы плацкарт на 95% заполнен, купе так себе заполнено - процентов на 75, СВ - на 89. От Ярославля - трафаретный вагон добавляется плацкарт, тоже хорошо продан. От Вологды - СВ только 30% населен, купе - от силы на 70%, плацкарт - только на 60. Мораль: отменили поезд "Вологодские зори" по воскресеньям, сэкономили. Не везем воздух из Вологды/Шарьи в Москву в субботу вечером. Зато в понедельник утром везем воздух от Вологды до Котласа (столько же, сколько не провезли от Вологды до Москвы в субботу) и даже до Воркуты - в 4 раза дальше. А из Москвы туда не уехать, что наиболее обидно.

Так что, наверное, вообще стОит хитрые алгоритмы вводить для "трамвайщиков", наверное, постепенного приближения границы продажи к станции отправления. Скажем, с той же Воркутой: сначала продаем не ближе Сосногорска, потом (в какой момент - надо подумать) - например, до Котласа, еще позже - до Вологды и наконец часа за 3 - уже куда угодно. При этом открываем продажу не только от Москвы, но и от всех станций по ходу следования поезда вплоть до, например. того же Котласа или даже Микуни (чтобы "трамвайщиков" на другом конце маршрута вначале в поезд не пускать). При этом, если кто-то купил билет, например, Москва - Сосногорск, это место тут же начинать продавать от Сосногорска уже до любой станции дальше по ходу, а если купили билет Ярославль - Инта, то продавать и первый "хвост" сразу - от Москвы до Ярославля, и второй - от Инты до Воркуты. А трафареты вообще убрать!
Если тот же Ярославль "закупит" больше, чем сейчас ему по трафаретам выделяется, хорошо, у него есть такая возможность, а до Ярославля места и "трамвайщиками" заполнятся. Если меньше - еще лучше, Москве больше останется. А то, что Ярославль не сможет весь свой трафаретный вагон до Вологды заполнить "трамвайщиками" - в трафаретные вагоны обычно ограничения не ставятся - совсем хорошо. Глупо гонять вагон, в котором от Москвы далеко без ухищрений - 2 билета в 2 кассах - не уедешь, а заполнен который будет только "трамвайными" пассажирами на очень коротком участке.
#65645 АлексейК 01 ноя 2009, 22:16
Проблема в том, что ваше предложение существенно затрудняет жизнь трамвайщикам.

То есть в вашем случае количество перевозимого воздуха уменьшается не за счёт более рационального уплотнения пассажиров, а за счёт предоставления относительных преимуществ в покупке билета тем, кто следует на дальние расстояния по сравнению с теми, кто следует на короткие расстояния.

На мой взгляд, в этом вопросе уже сейчас есть существенный перегиб, и дальнейшее "закручивание гаек" только уменьшит заполняемость поездов.

Например, сейчас есть довольно много станций, откуда есть прямые поезда в Москву, но купить билеты до Москвы предварительно невозможно в принципе. А перед отправлением остаются только верхние полки, разбросанные по разным частям вагона.

Такая система автоматически отсеивает пассажиров с детьми, которым нужно два места рядом (взрослый + ребёнок) или больше (если взрослых и/или детей вместе едет больше). Тащить ребёнка на вокзал без гарантии купить билеты перед отправлением - не очень удачно. Да и куда ребёнка деть, пока в очереди (отнюдь не мирно настроенной по поводу режима продажи билетов) стоишь?

Пожилой человек, если он не может залезть на верхнюю полку - тоже в пролёте. Беременным - тоже ни-ни.

Станции, куда нельзя предварительно купить билеты из Москвы - тоже есть, хотя и намного меньше. Но достаточно мест, куда билеты дают только после снятия регулировок. Хотя эти регулировки могут сниматься и за разумный срок (например, 15-20-30 суток), проблема с компактным размещением и верхними полками тоже остаётся.

И в результате железная дорога таких пассажиров - многие из них вполне платёжеспособны - теряет. А они вполне могли бы приносить РЖД прибыль.
#65651 Andrey VI 02 ноя 2009, 00:16
Кстати, а почему места в счет высадки поступают в свободную продажу не сразу, а только за 3-е суток? Есть логичное объяснение этому?
#65658 serg 02 ноя 2009, 10:36
vertigoavi:Кстати, а почему места в счет высадки поступают в свободную продажу не сразу, а только за 3-е суток? Есть логичное объяснение этому?
Гипотетически можно предположить следующее. Например, если кто-то купил билет заранее и не позднее, чем за 3-суток сдал его. Кроме того, если места будут поступать сразу (т.е. мгновенно), то возможны злоупотребления - кассир пробивает ненужный билет до промежуточной станции, потом пробивает билет от этой промежуточной станции до пункта назначения, а после этого гасит первый билет (это разрешается делать в течении часа).
#65669 Vert_d 02 ноя 2009, 15:20
serg:
vertigoavi:Кстати, а почему места в счет высадки поступают в свободную продажу не сразу, а только за 3-е суток? Есть логичное объяснение этому?
Гипотетически можно предположить следующее. Например, если кто-то купил билет заранее и не позднее, чем за 3-суток сдал его. Кроме того, если места будут поступать сразу (т.е. мгновенно), то возможны злоупотребления - кассир пробивает ненужный билет до промежуточной станции, потом пробивает билет от этой промежуточной станции до пункта назначения, а после этого гасит первый билет (это разрешается делать в течении часа).
В Украине высадка поступает мгновенно и никаких злоупотреблений не наблюдается.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 258