Мнение экспертов. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин – о ценах на автомобили в России в 2023 году.Драматическое падение авторынка более, чем на 60 процентов, до 620 тысяч проданных легковых автомобилей, произошло исключительно по причине дефицита предложения, и как следствие, роста цен и на новые, и на подержанные транспортные средства. Что будет с ценами в 2023 году?
Ценообразование на автомобили напрямую завязано на валютный курс: даже в казалось бы отечественных автомобилях импортная составляющая чрезвычайно велика. Доллар и евро весной 2022 года поставили рекорды – и именно этот курс отразили в своих предложениях тогда еще официальные дилеры. Затем последовало падение - и летом множество экономических агентов разменивало рубли и искало способы отправить деньги за рубеж для покупки как новых, так и б/у авто. Россияне полностью «зачистили» рынки ряда стран, к осени в продаже можно было найти всё: и немецкий премиум со скрученным пробегом, и битые американские пикапы, и японские малолитражки. Последним, кстати, оказала поддержку слабая йена.
В процессе пытались принять участие и автодилеры, которые постепенно теряли наименование «официальные». Они также скупали машины за рубежом, не гнушаясь использовать схемы по занижению таможенных платежей. К концу года они смогли-таки привезти из Китая несколько заметных партий автомобилей европейских брендов, что, естественно, не оказало значительного влияния на рынок.
Всё это оказалось на рынке, и всё это назвали параллельным импортом, хотя реального параллельного импорта из этих тысяч автомобилей было менее 1%, остальное привезли физические лица. И выяснилось, что готовность россиян в условиях дефицита купить любое транспортное средство за любые деньги – миф. Паника закончилась, потребительское поведение вернулось к привычному. А машины приобретались за собственные, или, что еще страшнее, заемные средства. Курс валют недружественных стран снова стал расти – и импортеры оказались перед сложным выбором. Или повышать цены, снижая и без того невысокий шанс на покупку, или понести убытки от казавшейся беспроигрышной операции.
В результате из мелких импортеров останутся только те, кто привозит популярные, но нишевые автомобили, и те, кто смог сформировать собственные каналы продаж, прежде всего, телеграмм-каналы. Стоимость размещения объявлений на Авто.Ру и Авито в условиях, когда машина продается долго, настолько высока, что может свести прибыль к нулю. Многие ввезенные автомобили так и не были размещены на данных площадках именно из-за их ценовой политики.
А что же с локальным производством и официальными поставками? АвтоВАЗ столкнулся с тем, что количество потребителей «Лада Гранта» в стране невелико, спрос ограничен. Россияне за прошлые годы успели привыкнуть к тому, что недорогой автомобиль может быть современным, комфортным и безопасным. «Гранта», которую сложно обвинить в чем-то из перечисленного, оседала на складах в значительных количествах. Ее судьбу повторит и «Нива», если АвтоВАЗ решится увеличить выпуск этой конструкции из 1970-х.
А вот оставшиеся официальные поставщики чувствуют себя весьма уверенно. Китайские компании установили весьма высокие цены и продают ровно то количество машин, которое позволяет такой уровень поддерживать, и ни машиной больше. Сохранившие поставки корейцы следуют примеру коллег.
Что в итоге? Цены, если не будет резких перемен, останутся примерно на нынешних уровнях. АвтоВАЗ продолжит собирать машины из глубокого прошлого в значительных, но не растущих объемах. На ряде стоящих ныне заводов будет развернута отверточная сборка, которая, однако, тоже не насытит рынок. Большинство мелких импортеров прекратят деятельность, остальные будут завозить машины из Японии и Кореи через Владивосток, из Европы через Беларусь и из стран Персидского залива через Казахстан. Дополнительным объемам автомобилей взяться неоткуда – как и деньгам в карманах россиян. Автомобиль постепенно станет роскошью – а новый автомобиль роскошью недоступной. Если это, конечно, не Гранта.
