Igor K.:
Разные вещи совсем.
Практически одинаковые. Вспомнить, хотя бы слово "мещанство", из нейтрального ставшее ругательным. Причём, если вспоминать РИ на стадии, даже далёкой от распада, то там это тоже было. Если глянуть произведения Гоголя, то там куча персонажей - типичные совки. Я бы даже сказал - совковые лопаты, чтоб в гусином хлеву копаться.
Igor K.:
При позднем СССР о шмотках и т.п. мечтали как о чём-то несбыточном многие, а в РИ просто считали импортное, в основном, хранцузское самым лучшим, причём далеко не все, вплоть до государя (Александр III).
Смотря в какую эпоху. Да и какие слои. Баре так очень даже хранцузское, и англицкое, американское покупали. Среди менее знатных и богатых - разные "звездоболы", даже околоплинтусные. А 90% населения составляли крестьяне, многие - мнения своего не имевшие.
Igor K.:
Главное отличие между РИ и СССР в том, что при царе кто хотел хранцузкое, мог себе это запросто позволить, это всё было рядовым, а не чем-то несбыточным, далёким, как стало при СССР.
Смотря в какую конкретно эпоху РИ, опять же. Тем более, что во все эпохи, см.выше про крестьян, так количественно иначе. Да и хотелки и из городских - не все могли позволить. Тем более, что ряд вещей тоже выписывали из-за Бугра, а это стоило - огромных денег.
Igor K.:
Да и не было при РИ подобное явление таким массовым, каким стало в позднем Союзе.
Потому что горожан было меньше (см."мещане", "мещанство"), а среди крестьян таких оборотов быть не могло, по крайней мере - настолько очевидно. Ну а затем - произошло изменение пропорции, и явление стало более явно.
Ведь суть совковости не только в заграницемании и вещизме, происходящем от неё, но и в вещизме впринципе. А также, что, возможно, ещё важнее: вера в чудесную халяву (см.выше, что написал Серёгазебест), завистливость, крайняя подозрительность, при парадоксальном сочетании же веры тому, что написано (показано по зомбоящику), и, при этом - поиск "между строк" (и неумение фильтровать). При этом отмечалась, зачастую, биполярочка "космополитизм/квасной патриотизм" (причём, зачастую, у одного человека), которые дали о себе знать, в том числе, как у "бояр рюс", так и "руссо туристо". Что же касается собственной страны развития, то тут опять же сочетание, зачастую, крайнего консерватизма (иногда вместе с извращённым развитием), вместе с "заграница нам поможет, там - цивилизация".
Многие, к сожалению, воспринимают свободу личного выбора, как благославление на беспредел