nord: Vitaly65535:Я, кстати, достаточно уверен, что у нас и цена поездо-километра в результате окажется неоправданно дороже, да и вообще к эффективности всей этой системы действительно масса вопросов.
Как вы будете определять оправданность цены?
А я не претендую на то, чтобы собственноручно объять необъятное, при этом еще и бесплатно
Хотя кое-какая фрагментарная информация наводит на размышления...
nord:Поездо-км лучше не сравнивать, т.к. с нынешним курсом валют окажется, что наши электрички уж очень дёшевы, а народ всё равно ездить не хочет - в итоге отмены...
Однако и при курсе рубля, который нас "радует" с конца 2014-го года, у них многое дешевле. Например, минимальная инфраструктурная ставка за поездо-км:
Австрия - 1,39 EUR
Бельгия - 0,54 EUR
Швейцария - 0,63 EUR
Чехия - 0.26 EUR
Германия - 2.64 EUR (почти как у нас по современному курсу)
Франция - 3.52 EUR
Испания - 0.2 EUR
Италия - 1,4 EUR
Польша - 1,15 EUR
Швеция - 0.18 EUR
nord:Я бы объяснил это обнищанием бОльшей части населения поэтому сколько не пересчитывай, не оптимизируй стоимость поездо-км люди больше ездить на пригороде не станут.
Именно, что с ж-д давно уходили и уходят на автотранспорт, многие направления просто подчистую съедены. Влияние кризиса заметно последние пару лет, а поток начал сильно валиться в 2005-2008, потом настал кризис, а после его окончания на ж-д поток по многим регионам почти не восстанавливался.
А проблемы имелись в первую очередь из-за неадекватной частоты движения (в опросах большинства ППК это на первом месте, часто с большим отрывом), практическом отсутствии ускоренных поездов, низкой комфортности, особенно для дальних поездок. Ну а дальше - сокращение числа пассажиров, война с регионами по поводу непрозрачности расходов и полупустых поездов, урезание составности, объемов движения и повышение цен, во многих регионах очень сильное, до абсурда, что опять приводило к снижению пассажиропотока, и так далее, по замкнутому кругу.
nord:Аналогично и с ПДСами. Уменьши ставку по методике ФСТ на скорые и скоростные (часть поездов из убыточных перейдёт в прибыльные) - больше людей ездить не станет.
Снижение ставки даст возможность назначать более короткие поезда, что позволит открыть маршруты с удобным расписанием там, где они не проходят по экономике. Делать больше дневных экспрессов с сидячими вагонами, имеющими наиболее доступный тариф, проводить больше маркетинговых акций в "лежачках". Спрос в этих перевозках эластичен, пассажиропоток очень сильно зависит от тарифа. А также от расписания. В этом и успех "дневных экспрессов" в плане приобретения нового пассажира.
nord:Вывод: пока не поднимется благосостояние граждан ни о каком возрождении пригорода, ПДСов и говорить не стоит. Субсидий не напасёшься.
Да и без увеличения субсидий вопросов много, хотя бы к их распределению. Есть ли смысл в Москве и области оплачивать все 99% инфраструктурной составляющей, например? Масса вопросов к принципам разделения расходов и доходов между регионами в пригородном сообщении, к 200 километрам, к принципам дотирования дальнего сообщения, к формированию тарифов на дальнее сообщение, и прочее-прочее.
nord:Вообще ставки по демихам и их ремонту заложены низкие, что ведёт к низкокачественному ремонту и большому кол-ву отказов. Куда уж ниже?)
Но итоговая себестоимость поездо-километра получается высокой, а ТО,ТР и КР составляет до 30% от этой цифры.
Проблема в том, что отсутствует ПС, который был бы рентабелен при ~50 пассажирах в составе и конкурентоспособном пассажирском тарифе (без учета инфраструктуры, считаем, что ее оплачивает государство), тема с РА-1/РА-2 с треском провалилась, причем, особенно помпезно в последние 2-3 года, а чего-то подобное на электротяге стали создавать только сейчас. Ну а отсюда - сильное несоответствие объемов движения пассажирообороту, убытки и стремление "оптимизировать" движение и повысить цены, вместо того чтобы наоборот повышать конкурентоспособность и наращивать объемы движения и иметь нормальные тарифы, как у большинства ППК начиная от Екатеринбурга и далее на восток. Конечно, о наращивании объемов имеет смысл говорить там, где пропускная способность линий позволяет, но она немало где позволяет, на самом деле.
nord:Если и пиджаков из ППК прижать, всё равно сильно снизить издержки не выйдет. Надо быть объективным - уровень субсидий мал или уровень благосостояния граждан.
У ППК издержки не очень существенные, это считай агент по продаже билетов. Порядок надо начинать наводить с принципов формирования ставок аренды по разным дорогам хотя бы.