Решение по гражданскому делу
Судебный участок № 187
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2012 года г. Подольск Мировой судья 187 судебного участка Подольского судебного района Московской области РФ ЛЕВШИНА М.Ю., При секретаре судебного заседания Еналиевой С.О.,Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева <ФИО1> в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Васильевой <ФИО2>, Васильевой <ФИО3> в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Васильева <ФИО4> к ОАО «Федеральная пассажирская компания» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истцы: Васильев <ФИО1> в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Васильевой <ФИО2>, Васильева <ФИО3> в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Васильева <ФИО4> обратились в суд с иском к ОАО «Федеральная пассажирская компания» в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей» и просят взыскать с ОАО «Федеральная пассажирская компания» в пользу Васильева <ФИО1> за некачественно оказанную услугу по перевозке пассажиров 21906,80 руб.(стоимость проездных билетов), компенсацию морального вреда в его интересах 10000 руб., в интересах несовершеннолетней Васильевой <ФИО2> компенсацию морального вреда 20000 руб., в пользу Васильевой <ФИО3> в ее интересах компенсацию морального вреда 10000 руб., в интересах несовершеннолетнего Васильева <ФИО4> 20000 руб., а также штраф в доход бюджета городского округа Подольск за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.
Свои требования мотивируют тем, что Васильев А.К. приобрел билеты на поезда дальнего следования № 187 и № 188 - 4 детских и 4 взрослых билета в купе, общей стоимостью 21906,80 руб. С <ДАТА2> по <ДАТА3> они ехали на поезде дальнего следования № 187 «<ОБЕЗЛИЧИНО>», с <ДАТА4> по <ДАТА5> на поезде № 188 «<ОБЕЗЛИЧИНО>». Однако услуга по перевозке пассажиров была предоставлена некачественно и не соответствовала предъявляемым санитарным нормам, а именно: в поездах 187 и 188 (туда и обратно) было очень душно и жарко из-за неработающего кондиционера, при наружной температуре воздуха около + 35 градусов Цельсия, было пыльно и грязно в купе и всем вагоне, не работали розетки на 220в. Из-за невозможности открыть форточку в купе приходилось постоянно на всем пути следования находиться в общем коридоре, т.к. там можно было открыть всего три форточки во всем вагоне. Истцы, а также их малолетние дети в связи с указанными нарушениями ответчика на всем пути следования испытывали нравственные и физические страдания: дети постоянно просыпались ночью и истцы соответственно также не спали, т.к. из-за жары и духоты невозможно было закрыть дверь в купе, обеспечив тем самым тишину, а в коридоре всю ночь горел свет, который также мешал спать. В итоге отдых детей и истцов был испорчен: дети заболели, у Васильевой Т.В. обострилась аллергия. Поскольку услуга по перевозке пассажиров была оказана некачественно, истец Васильев А.К. несколько раз обращался с письменными претензиями к ответчику возвратить уплаченную за услугу по перевозке денежную сумму - стоимость билетов 21906,80 руб., однако получил отказ. Также Васильев А.К. на свою претензию от ответчика получил ответ, что установка кондиционирования воздуха в поездах находилась в рабочем состоянии, однако из-за установившихся высоких температур работа установок по кондиционированию воздуха нестабильна (срабатывает тепловое реле) работа вентиляции воздуха также малоэффективна, что вызывает справедливые нарекания со стороны пассажиров. По неудовлетворительным условиям проезда (не работающие розетки, пыль, грязь в вагоне) проводнику <ФИО5> объявлен выговор за нарушение должностных обязанностей, выразившееся в неудовлетворительном санитарно-техническом содержании вагона, установлено, что сменный мастер участка производства по ремонту электрооборудования <ФИО6> халатно отнесся к своим должностным обязанностям в части не обеспечения качественного ремонта вагона при подготовке в рейс, а также неудовлетворительно исполняли свои должностные обязанности выразившиеся в ослаблении контроля за работой проездной бригады начальники поездов: <ФИО7> и <ФИО8>, в связи с чем они лишены премии по итогам работы за август месяц (л.д.21,22).
В судебном заседании истец Васильев А.К. полностью поддержал свои требования, просил их удовлетворить.
В судебное заседание истица Васильева Т.В. не явилась, ее интересы представлял по доверенности Васильев А.К.
Представитель ответчика <ФИО9> исковые требования не признал, в судебном заседании пояснил, что свои обязанности по обеспечению безопасности услуги по перевозке ответчиком исполнена: пассажиру было предоставлено место в вагоне, пассажир прибыл в пункт назначения в установленное время. Поезда №№ 187, 188 оправлены в рейсы в технически исправном состоянии, о чем свидетельствуют акты приемки постоянно действующей в вагонном участке Москва-Каланчевская комиссией по приемке составов перед отправлением в рейс. Из-за установившихся высоких температур в июне-июле 2011г. работа установок кондиционирования воздуха УКВ ПВ была нестабильна: срабатывало тепловое реле. Тепловое реле срабатывало из-за открытия в вагоне форточек самими пассажирами, в то время как система кондиционирования воздуха рассчитана на создание комфортной температуры и ее поддержание в изолированном объеме. Открытие истцом форточек вызвало доступ горячего воздуха в салонах вагона, что способствовало работе кондиционера на износ. <ДАТА6> Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» проведены измерения скорости движения воздуха из приточных вентиляционных отверстий (секций) в пассажирских вагонах поезда № 187 «<ОБЕЗЛИЧИНО>» для определения объема подаваемого воздуха системой вентиляции вагона на каждое пассажирское место. Согласно заключения к протоколу <НОМЕР> от <ДАТА6> количество наружного воздуха, подаваемого системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции на 1 пасадочное место в обследованных купейных и плацкартных вагонах в составе поезда № 187 «<ОБЕЗЛИЧИНО>» приписки ЛВЧ-1 при непрерывной работе соответствует нормируемому количеству, установленному требованиями СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», СП 2.5.2647-10 «Изменения и дополнения № 2 к санитарным правилам СП 2.5.1198-03». Таким образом, причиной установления жарких условий поезда стали действия самого истца, игнорирующего требования проводника не открывать окна. Сведения истца о неблагоприятных санитарных условиях проезда не подтвердились: в журнале опроса пассажиров какие-либо жалобы отсутствуют.
Третье лицо: представитель отдела по защите прав потребителей Администрации г. <АДРЕС> <ФИО10> в судебном заседании присутствовала, поддержала требования истца полностью, пояснила, что Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям, для которых услуга обычно используется. Согласно протокола совещания у и.о. начальника вагонного участка Москва-Каланчевская Московского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» от <ДАТА7>, установлено, что розетки в вагонах действительно находились в нерабочем состоянии. Проводник <ФИО11> не доложила о данной неисправности проездному электромеханику. Также в протоколе указано, что «В связи с повышенной наружной температурой воздуха и частыми остановками поезда согласно расписанию (на которых работа кондиционера не предусмотрена), сохранить внутреннюю комфортную температуру в салоне вагона не представлялось возможным», что свидетельствует о том, что показания истца <ФИО12> в части отсутствия надлежащего кондиционирования и неисправности розеток правдивы и не доверять им оснований нет.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, судья находит иск подлежащим удовлетворению частично.
Правоотношения сторон подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что истец Васильев А.К. приобрел билеты на поезда дальнего следования № 187 и № 188 - 4 детских и 4 взрослых билета в купе, общей стоимостью 21906,80 руб. С <ДАТА2> по <ДАТА3> они ехали на поезде дальнего следования № 187 «<ОБЕЗЛИЧИНО>», с <ДАТА4> по <ДАТА5> на поезде № 188 «<ОБЕЗЛИЧИНО>». После указанных поездок Васильев А.К. предъявил претензии к ответчику о том, что услуга по перевозке пассажиров представлена некачественно, а именно: в поездах 187 и 188 (туда и обратно) было очень душно и жарко из-за неработающего кондиционера, при наружной температуре воздуха около + 35 градусов Цельсия, было пыльно и грязно в купе и всем вагоне, не работали розетки на 220в. Из-за невозможности открыть форточку в купе приходилось постоянно на всем пути следования находиться в общем коридоре, т.к. там можно было открыть всего три форточки во всем вагоне. Истцы, а также их малолетние дети в связи с указанными нарушениями ответчика на всем пути следования испытывали нравственные и физические страдания: дети постоянно просыпались ночью и истцы соответственно также не спали, т.к. из-за жары и духоты невозможно было закрыть дверь в купе, обеспечив тем самым тишину, а в коридоре всю ночь горел свет, который также мешал спать. В итоге отдых детей и истцов был испорчен: дети заболели, у Васильевой Т.В. обострилась аллергия.
Представитель ответчика полагает, что услуга по перевозке предоставлена качественно, в обоснование своей позиции ответчик представил в суд:
- протокол совещания у и.о. начальника вагонного участка Москва-Каланчевская Московского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» от <ДАТА7> по жалобе Васильева А.К.;
- должностную инструкцию мастера производственного участка ремонта и обслуживания электрооборудования пассажирских вагонов;
- акты санитарно-эпидемиологического обследования поезда № 187 от <ДАТА2>, от <ДАТА9>,
- протокол измерений физических факторов от <ДАТА6> № 1012;
- акт проверки поезда № 187;
- объяснительная начальника поезда <ФИО8> от <ДАТА7> о том, что поезда 188, 187 в вагоне <НОМЕР> кондиционер работал, жалоб со стороны пассажиров не поступало;
- объяснительная проводника <ФИО13> о соблюдении ею санитарных норм <ДАТА10> в вагоне 7/13585;
- выписка из журнала выявления технических неисправностей вагонов от <ДАТА4> о том, что уборка вагонов производилась, санитарное состояние удовлетворительное, жалоб по качеству обслуживания не выявлено.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
В соответствии со ст. 82 ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд.
В данной части условия договора перевозки сторонами выполнены: истец оплатил 2 поездки на 4 человек, стоимость услуги 21906,80 руб. Ответчик перевез пассажиров в пункт назначения.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям, для которых услуга обычно используется.
Таким образом, качественная услуга это та, которая соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к данной услуге.
Требования, предъявляемые к перевозчику при перевозке пассажиров поездами дальнего следования:
Согласно п. 5.1.37 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, «при температуре наружного воздуха + 20 до + 40 гр. С температура воздуха в пассажирских и служебных купе вагонов всех типов и классов должна быть от +22 до + 26 гр.С, а в коридорах от +22 до +28 гр.С».
В судебном заседании установлено, что система кондиционирования воздуха в вагонах поездов 187,188 23-24.06.2011г. и 10-11.07.2011г. не работала и температура воздуха в вагоне была значительно выше допустимой (норма +22-+26гр. С), кроме того, находились в нерабочем состоянии розетки и об этом свидетельствуют следующие документы: Согласно протокола совещания у и.о. начальника вагонного участка Москва-Каланчевская Московского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» от <ДАТА7> по жалобе Васильева А.К. установлено, что розетки в вагонах действительно находились в нерабочем состоянии. Проводник <ФИО11> не доложила о данной неисправности проездному электромеханику. Также в протоколе указано, что «В связи с повышенной наружной температурой воздуха и частыми остановками поезда согласно расписанию (на которых работа кондиционера не предусмотрена), сохранить внутреннюю комфортную температуру в салоне вагона не представлялось возможным» (л.д.76,77). Согласно письма ОАО «Федеральная пассажирская компания» от <ДАТА11> на имя Васильева А.К.: «из-за установившихся высоких температур работа установок по кондиционированию воздуха нестабильна (срабатывает тепловое реле) работа вентиляции воздуха также малоэффективна, что вызывает справедливые нарекания со стороны пассажиров». За неудовлетворительные условия проезда проводнику <ФИО5> объявлен выговор за нарушение должностных обязанностей, выразившееся в неудовлетворительном санитарно-техническом содержании вагона, установлено, что сменный мастер участка производства по ремонту электрооборудования <ФИО6> халатно отнесся к своим должностным обязанностям в части не обеспечения качественного ремонта вагона при подготовке в рейс, а также неудовлетворительно исполняли свои должностные обязанности выразившиеся в ослаблении контроля за работой проездной бригады начальники поездов: <ФИО7> и <ФИО8>, в связи с чем они лишены премии по итогам работы за август месяц (л.д.21,22).
Доводы представителя ответчика о том, что услуга оказана надлежащего качества, опровергается приведенными выше доказательствами, кроме того, в представленных ответчиком документах имеются существенные противоречия, а именно: из объяснений начальника поезда <ФИО8> от <ДАТА7> следует, что в поездах 188, 187 в вагоне <НОМЕР> кондиционер работал, жалоб со стороны пассажиров не поступало (л.д.47); вместе с тем заместитель начальника Московского филиала ОАО «ФПК» <ФИО14> указывает на то, что работа вентиляции малоэффективна и нестабильна, что вызывает справедливые нарекания со стороны пассажиров (л.д.21), тот же вывод сделан комиссией на совещании от <ДАТА7> (л.д.77). Данные противоречия дают суду основания полагать, что ответчик пытается избежать ответственности за нарушение условий перевозки пассажиров, судья не вправе принять такие доводы ответчика и основать на них решение об отказе в иске Васильевым. Доводы ответчика о том, что система кондиционирования проверена и исправна от 24 августа 2011г. суд также не принимает во внимание, поскольку проверка проводилась в иных температурных условиях (при температуре атмосферного воздуха +23 гр. С).
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе потребовать по своему выбору:…соответствующего уменьшения цены выполненной услуги.
Судья, установив, что услуга по перевозке оказана ненадлежащего качества, находит необходимым уменьшить цену данной услуги на 5000 руб. Требования истца о взыскании стоимости проездных билетов в полном объеме суд находит необоснованными.
Рассматривая требования по компенсации морального вреда, суд также руководствуется Законом РФ «О защите прав потребителей»: в соответствии со ст. 15 взыскивает с ответчика компенсацию морального вреда по 1000 рублей в пользу Васильевых А.К., Т.В., а также их малолетних детей <ФИО2> и <ФИО4>.
Исходя из взысканной суммы в пользу потребителя ( 9000 руб.), суд взыскивает с ответчика штраф 50% от данной суммы в доход бюджета городского округа Подольск Московской области за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в силу ст. 13 п.6 Закона РФ «О защите прав потребителей» - 4500 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в федеральный бюджет госпошлину 360 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4,29,13,15 Закона РФ «О защите прав потребителей», 786 ГК РФ, 194-199, 103 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильева <ФИО1>, Васильевой <ФИО3> удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО «Федеральная пассажирская компания» в пользу Васильева <ФИО1> за некачественно оказанную услугу по перевозке пассажиров 5000 руб., компенсацию морального вреда в его интересах 1000 руб., в интересах несовершеннолетней Васильевой <ФИО2> компенсацию морального вреда 1000 руб., а всего 7000 руб.
Взыскать с ОАО «Федеральная пассажирская компания» в пользу Васильевой <ФИО3> в ее интересах компенсацию морального вреда 1000 руб., в интересах несовершеннолетнего Васильева <ФИО4> 1000 руб., а всего 2000 руб.
Взыскать с ОАО «Федеральная пассажирская компания» штраф в доход бюджета городского округа Подольск 4500 руб.
Взыскать с ОАО «Федеральная пассажирская компания» госпошлину в федеральный бюджет 360 рублей.
В части иска, превышающем взысканные суммы, Васильеву <ФИО17> отказать.
Решение может быть обжаловано в Подольский городской суд в течение месяца. Мировой судья Левшина М.Ю.
http://187.mo.msudrf.ru/modules.php?nam ... id=1540005