Наткнулся на довольно интересную статью об исчезнувшем пригороде в окрестностях Ленинграда, Выборга и Новгорода.
Исчезнувшие ультраромантические пригородные поезда под Ленинградом: - пригородная зона Выборга (за исключением "электрифицированного" участка Выборг- Лужайка), охватывающая пограничные зоны с городком Светогорск, в котором снимался фильм "Мери Поппинс, до свидания!", многочисленными пионерлагерями и даже круглогодичной пионерской базой "Зеркальный", обслуживалась (включая участок Приозерск – Кузнечное – Элисенваара - Яккима) дизель-поездами Д1.
- дизель-поезда Д1 ТЧ Выборг также обслуживали до электрификации участки Мельничный Ручей - Ладожское Озеро и Мельничный Ручей - Невская Дубровка (на станции Мельничный Ручей даже специальная низкая платформа для дизель- поездов Д1 сохранилась) - а также "полусекретную" линию Ржевка - Заневский Пост - Горы. А еще раньше от Ржевки на Горы вообще ходила "летучка"- тепловоз ТЭП60 с тремя-четырьмя плацкартными вагонами (с середины 1980-х на участке Ржевка - Горы пошла шестивагонная электричка - а перед самым введением Ладожского вокзала электричка уже была восьмивагонной).
- соединительное направление Гатчина – Стекольный – Тосно – Стекольный - Мга вообще обслуживалось просто прелестью - так называемой "летучкой" (с тех пор, вроде как, грибоносные лесные массивы между Форносово и станцией Стекольный до сих пор в среде бывалых грибников именуются "летучкой"- в память о легендарном поезде) - под тепловозом один-единственный межобластной (иногда самолетные кресла, иногда диванчики и столики между ними) вагон - эта самая "летучка", формируясь на станции Гатчина-Балтийская, глубокой ночью совершала рейс на Рогавку (Тесово-Нетыльский, Новгородская область) - затем утром она (и подчас на этот рейс еще подцепляли - вначале в виде крытого зеленого товарного вагона с надписью "Продовольственный магазин", затем в виде вагона, похожего на багажный, с надписью "ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ" и "Собственность Ленинградского ОРС"- вагон-лавку) отправлялась (с заходом по пути туда в Тосно и последующей часовой с копейками стоянкой в Стекольном) на Мгу - на ночь же глядя она еще совершала рейс на Пустынку (станция, не доезжая до Мги) - вплоть до осени 1988 года ее водил тепловоз ТЭП60 - осенью 1988 года ее сменил в обычном зеленом окрасе тепловоз М62 - в 1990 году ее уже водил тепловоз М62 в красном окрасе - и, наконец, перед самой ее отменой в 1993 году ее совсем чуть-чуть поводил тепловоз ТЭП70; на участках Гатчина - Молосковицы, Гатчина - Веймарн, Калище - Усть-Луга, Калище - Веймарн также обращались два поезда "летучки"- один в девять вагонов + вагон-электростанция, другой в четыре вагона и вагон-электростанция. На участках Гатчина – Молосковицы и Гатчина - Веймарн их до осени 1988 года водил тепловоз ТЭП60 - затем тепловоз М62 - на участках Калище - Усть-Луга и Калище - Веймарн их водил тепловоз М62 - затем (уже в постсоветские годы) тепловоз ТЭП70; давненько еще была какая-то "летучка" Веймарн – Рудничная.
- от Новгорода на Чудово (вплоть до электрификации этого участка), Новолисино, Оредеж и Лугу ходили дизель-поезда Д1.
- от Волховстроя вплоть до полнейшей электрификации участка Волховстрой - Бабаево ходили поезда под тепловозом ТЭП60 (в постсоветские годы тепловоз ТЭП70) - обычно плацкартный вагон (в постсоветское время подчас заменялся новоявленным "гомельским" пригородным вагончиком) и МО (межобластной вагон).
Дизель-поезд у станции Куолемаярви (2001-й год):
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=getfile&id=15888&rid=0&S=14327da73bbd244781e0c027223deb0f
На Приморской ж.д. грибники, вышедшие к полотну - "голосовали" и останавливали такой поезд как попутку. От Выборга до Ушково по Приморской ж.д. он тащился, по моему, часа четыре (кстати - туалетов в поезде, по-моему не было, зато под окном висело что то вроде пепельницы). Еще с его помощью можно было проникнуть в погранзону. Фишка была в том, что дизель идущий из Ушково в Выборг проверялся пограничниками, а идущий из Выборга в Ушково - нет. Соответственно, доезжаешь до Выборга, садишься в дизель и едешь в недоступный со стороны Питера посёлок Советский или Приморск.
От Вырицы до Оредежа, ходил "подкидыш" с плацкартными и межобластными вагонами, который в некоторых рейсах продолжался до Ленинграда. Водил его вначале паровоз Су, затем тепловоз ТГ102 - а потом тепловоз ТЭП60.
Тепловоз ТЭП60-0301 с пригородным поездом Оредеж - Вырица, на станции Вырица:
http://www.parovoz.com/gallery/RU47/20061213_57935.jpg
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=57935&LNG=RU#pictureПригородный маршрут на тепловозной тяге Гатчина — Веймарн — Калище (из Википедии):Пригородный маршрут на тепловозной тяге Гатчина — Веймарн — Калище — существовавшая в советское время технология в движении пригородных поездов на тепловозной тяге (неформально именуемых «летучками») на участках Гатчина — Веймарн и Калище — Веймарн. Составов таких поездов было два: в четыре вагона с вагоном-электростанцией и в девять вагонов с вагоном-электростанцией. Когда эти два состава, прибыв соответственно из Гатчины и из Калища встречались в Веймарне, происходил взаимообмен тепловозами (от Гатчины был ТЭП60, впоследствии М62; от Калища был М62) и та «летучка», что прибыла из Гатчины, отправлялась на Калище, та же что прибыла из Калища, отправлялась на Гатчину.
С уважением, Евгений.