После долгих споров "ни о чём" вот в этой теме:
Поезд 1/2 Москва-Минск - захотелось вспомнить историю "ускоренного" сообщения на маршруте Москва - Минск

.
Итак, на дворе август 2006-го года, на День Железнодорожника с большой помпой открывается движение ускоренного поезда № 7/8 "Славянский Экспресс" по маршруту Москва - Минск. Который в свою очередь пришёл на смену фирменному скорому поезду "Русич", который ходил под тем-же номером и был в пути около 10-ти часов. Новый поезд ходит через день (по нечётным из Москвы), исключительно под двухсистемными электровозами ЭП10, которые к тому времени уже поездили от Москвы до Бреста с международным поездом №13/14 Москва - Берлин, и имеет всего одну остановку в Орше (видимо для смены бригад). Остановки в Вязьме и Смоленске были выпилены. Время в пути по сравнению с обычными скорыми поездами сократилось на 2.5 часа, т.е. в пути новый поезд находился около 7.5 часов. В составе поезда ходили 12 новых вагонов ТВЗ постройки 2005-2006 годов, в фирменной окраске и с надписью "Славянский Экспресс" на бортах. В такой-же "фирменный" цвет был выкрашен один из электровозов которые водили этот поезд - ЭП10-002 (только на бортах электровоза вместо названия поезда было написАно "МЖД"). В первые месяцы курсирования поезд пользуется довольно хорошей популярностью (если верить
Вики то за первые 6 месяцев в его вагонах было перевезено 44159 пассажиров - видимо благодаря хорошей рекламе, действительно шустрому графику и рекламным ценам - которые всё-же остаются далекими от гуманизма), хотя составность его как правило, не превышает 10-ти вагонов. И вот тут-то начинаются серьёзные проблемы. Электровозы ЭП10, которые оказались очень ненадёжными (видимо в силу несовершенства конструкции или кривизны рук обслуживающего персонала), окончательно снимают с белорусского направления и "Славянскому Экспрессу" назначают стандартную 23-х минутную стоянку по Вязьме для смены ЧС7 на ЧС4Т. Как следствие, время в пути увеличивается до 8-ми часов. Примерно в это-же время (а точнее - с нового графика 2007 года), на эту-же нитку вешают фирменный поезд белорусского формирования № 3/4 "Минск" (отправлением из Москвы по чётным числам), попутно выпилив у него все стоянки кроме Вязьмы и Орши, и сократив составность практически вдвое (с 18-ти до 10-ти вагонов). Теперь "ускоренные" поезда Москва - Минск ходят ежедневно и обслуживаются на паритетной основе БЧ и РЖД. Плюс к этому - примерно в это-же время, видимо на фоне изначальной популярности поезда № 7/8, цены на проезд в нём взлетают вовсе уж в неведомые дали (вплоть до самой отмены в 2010-м году "Славянский Экспресс" оставался самым дорогим поездом на маршруте Москва - Минск), но при этом, цены на проезд в его белорусском дублёре № 3/4 - остаются куда более приемлемыми и демократичными. Попутно, у поезда 7/8 начинает резко "хромать" качество обслуживания, что на фоне мега-высоких цен выглядит довольно странным и непонятным. Из вагонов исчезают фирменные "шашечки", а из состава постепенно начинают исчезать новые вагоны - им на смену приходят самые обычные "Аммендорфы" (при этом фирменный окрас вагонов сохраняется), состав серьёзно разбавляется довольно древним плацкартом, чуть позже из него исчезает вагон СВ, видимо - за полной ненадобностью. Вагоны от "Славянского Экспресса" всё чаще и чаще начинают появляться в качестве брестских прицепок к различным международным поездам московского формирования (9/10, 11/12, 13/14 и 21/22). В общем, к 2009-му году от изначального прожекта ускоренного фирменного поезда между столицами России и Белоруссии, в самом прямом смысле остаётся "одно название". Что вкупе с довольно неудобным для полноценных ночных поездок графиком и космическим ценником, привело к серьёзному оттоку пассажиров на другие поезда, в основном - белорусского формирования. Что примечательно, в то время когда российский состав № 7/8 всё больше и больше "стареет", а вот его белорусский дублёр № 3/4 наоборот - обновляется новыми вагонами Тверского, Минского и Крюковского вагоностроительных заводов. Все это в конечном счете привело к совершенно естественной "гибели" фирменного поезда "Славянский Экспресс" по причинам низкой рентабельности и его полной отмене с 1 июня 2010 года. Однако, его белорусский дублёр № 3/4 всё ещё сохраняется на маршруте Москва - Минск в качестве фирменного скорого поезда, и продолжает ходить тем-же графиком ещё целый год (всё так-же через день - по чётным из Москвы и по нечётным из Минска). Но постепенный отток платёжеспособных пассажиров с железной дороги и серьёзный рост цен в межгосударственном сообщении в конце-концов приводят к тому что с нового графика 2011 года с поезда № 3/4 "Минск", видимо по причине крайне низкой населённости, снимается статус фирменного, ну а сам поезд продлевается до Бреста (с остановкой в Барановичах-Центральных) и передаётся на обслуживание в местное вагонное депо (как следствие, из состава тут-же исчезают всё новые вагоны

). И вот тут случается в некотором роде чудо - после годичного перерыва на линию таки возвращается теперь уже бывший "Славянский Экспресс", под тем-же номером 7/8, который так-же как и бывший "Минск" продлевается до Бреста. Теперь это самые обычные нефирменные поезда-коротышки (длинна обоих поездов редко превышает ~ 8 вагонов), с довольно потрёпанными вагонами в "корпоративных" цветах БЧ и РЖД, и которые остаются всё такими-же малопопулярными среди пассажиров ездящих из Минска в Москву и обратно. В принципе, оба поезда ничем особо не примечательны, кроме самого быстрого графика на маршруте Москва - Брест (в пути всего ~ 12.5 часов). Из "нововведений" можно отметить лишь довольно регулярное появление в составе поезда № 7/8 новых купейных вагонов габарита РИЦ совместного пр-ва Сименс и ТВЗ, и наличие сидячего вагона в составе поезда № 3/4

. Ну а что касается собственно "ускоренного" сообщения на маршруте Москва - Минск, то здесь можно вспомнить лишь экспериментальную поездку в апреле 2013 года "пригородного" электропоезда "Ласточка", который проехал расстояние между двумя столицами за те-же ~ 7.5 часов что и "Славянский Экспресс" в 2006-м году (с двумя остановками - в Вязьме и Орше). Примечательно то, что в Минск должен был поехать сдвоенный состав, однако второй состав "загнулся" прямо на выезде из депо имени Ильича и в Минск уехал только один состав (ЭС1-020). На этом всё и закончилось. Такая вот история

...
В статье использованы материалы с ныне почившего сайта «Москва – Минск»:
http://www.moskvaminsk.com/ , из Вики:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 1%81%D1%81 , из служебных расписаний по Белорусской ж.д. за разные годы:
http://railwayz.info/ttables/tt_long.php , ну и собственные наблюдения

.
p.s. С альтернативной историей фирменного поезда № 7/8 "Славянский Экспресс" и "ускоренного" сообщения на маршруте Москва - Минск в целом, можно ознакомиться здесь:
Маршруты и поезда прошлых лет
С уважением, Евгений.