Не забывайте, что бОльшая часть поездов из Москвы до Бреста были международными, а к международным плацкарт старались или не цеплять или цепляли по минимуму. На остальной части сети безплацкартных поездов было всего-ничего, как правило, это были Nr.1/2 ("Россия", "Стрела" и т.п.). Остальные, даже фирменные, преспокойно ездили, имея в своём составе плацкарт.SM@TRON:Кстати, т.н. культура передвижения в плацкарте, возникла именно при позднем Совке, уже в Перестройку, когда железная дорога совсем перестала справляться с всё возрастающими потоками. Я прекрасно помню, что в конце 80-х на направлении Мск - Брест плацкарт был лишь в одном поезде из десятка возможных. И в народе этот поезд считался, мягко говоря, убожеством для колхозников. И ездили на нём от безысходности, когда на другие поезда билетов уже было не достать.
Ну а насчёт "культуры передвижения в плацкарте" - плацкартные вагоны были уже давным давно (как сейчас помню - в 1981, т.е. ещё задолго до Перестройки, ехали с родителями в Сочи именно в плацкарте, ибо в купе билетов не было).