Давайте сначала с конструкционной скоростью разберёмся. У любого подвижного состава традиционно закладывается резерв, запас прочности — как хотите называйте. Конструкционная скорость обычно раза в полтора превышает среднюю эксплуатационную. Практически никакие пассажирские магистральные локомотивы не ездят и никогда не ездили 160, а никакие грузовые не ездят 120. Вагоны грузовые, кстати, тоже не ездят ни 120, ни, тем более, 140, как было заложено для рефрижераторов с тележками КВЗ-И2. Рижские и демиховские электрички конструкционной 130 км/ч почти никогда не достигали, хотя 120 иногда ездят, ведь далеко не везде расстояния между остановками составляет менее 5 км (слабосильные ЭР1 и ЭР2, может, на таком отрезке до 120 и не разгонятся, а вот более поздние электрички, начиная с ЭР2Т — запросто; не говоря уже о современных "Штадлерах" или любом другом пригородном европейском ПС). Поэтому 160 для "Ласточки" можно оценивать как обычный, привычный, традиционнный и десятилетиями опробованный принцип: закладывать больше, чем нужно в реальности.
Второй важный момент — комфорт. Та плавность хода, которая всем так нравится у импортного ПС (Сапсаны, Ласточки, Штадлеры и т.д.) обусловлена в немалой степени адаптацией под 160 км/ч. Упрощённая ходовая на 100 км/ч обернётся обычной тряской — исчезнет основное преимущество в комфорте по сравнению с советскими электропоездами разработки 1950-х.
Протяжённость маршрутов — крайне нестабильная величина в силу размеров России и разнообразия условий. Есть масса примеров, где разбивка традиционных маршрутов на куски ≤200 км донельзя усложнила сообщение, пассажиры ушли, а железнодорожники вынуждены вместо одной электрички использовать две.
Понятия "региональный" в системе РЖД нет вовсе, и вы это прекрасно знаете. Есть пригородный тариф и есть ПДС, третьего не дано. Прежние региональные поезда ("попугаи") по пригородным тарифам с накрутками практически вымерли, потому что при ограничении в 200 км ездить им стало некуда.
Exval:расстояние между остановками не превышает 5 км... позволяет обойтись гораздо более простой ходовой частью, не оснащать поезда кондиционерами, герметизированными межвагонными переходами и другими сложными и дорогими системами. Но как раз таких поездов у РЖД и нет.
Как раз таких поездов у РЖД — абсолютное большинство. Вы предлагаете продолжать производство поездов ЭД образца начала 2000-х (по сути, ЭР2Т), только ещё больше упростить ходовую, чтобы конструкционка была 100, а не 130.
Но на дворе уже не 60-е. Понятия о комфорте изменились (похоже, везде, кроме как у вас и РЖД). Кондиционер давно не роскошь, а нормальное оснащение метро и городского наземного транспорта. Летом я просто не сажусь в автобус без кондиционера. Ехать в такси без кондиционера — просто нонсенс. А чем хуже электричка, почему для неё особые требования, там какие-то другие люди ездят?