Насколько я помню, тут как раз обсуждали некоторое время назад, что для того, чтобы отделить плацкартные вагоны с кондиционером от таких же, но без кондиционера, введена отдельная категория. И это - безотносительно к фирменным или нефирменным поездам.
Но не буду настаивать. В конце концов, суть дела от этого не меняется. Вопреки мнению о том ,что кондиционер является абсолютно необходимым элементов комфорта, мы видим, что это не так. Он является именно элементом ПОВЫШЕННОГО комфорта, за который взимается дополнительная плата (например - в виде наценки на "фирменность"). Иными словами, ездить в вагонах без кондиционера вполне можно и нужно и всякие аналогии с "теплушками" ,"открытыми платформами" , приводимые для усиления эффекта, являются некорректными. Плацкартный вагон без кондиционера - это базовый, стандартный, экономичный уровень обслуживания в поездах дальнего следования. Так было на протяжении последних примерно полувека, так остаётся и сейчас. Вот в части туалетов мы видим другую картину. Ситуация, при которой значительную часть поездки пассажиры лишены возможности справить свои естественные физиологические надобности из-за пресловутых "санитарных зон", является антигуманной, унизительной, антиэкологичной и вредной для здоровья. Поэтому био- и вакуумные туалеты получили повсеместное распространение. А вот с кондиционерами не так. Обязательным элементом пассажирского вагона они так и не стали.