nord: Квалификация диспетчера здесь не при чём. Для движения по неправильному нужно 30 минутное окно. Такое не всегда возможно, поэтому обгоны применяются редко, при больших заторах, когда в одну сторону протолкнули слишком много грузовых. Эту систему никто не будет развивать, т.к. потребуются ещё ресурсы для установки светофоров по неправильному пути (чисто по КЛУБу в постоянном режиме не разрешат ездить, нужны напольные устройства). К тому же движение по неправильному это снижение уровня безопасности, а у нас с этим в последнее время ну очень серьёзно. Настолько, что даже в ЦТ отменили однолицых в пассажирских.
Удивительные вещи Вы пишите. Откуда вообще взялся тезис про 30 минутное окно? Перегонное время хода может быть самым разным, в т.ч. – и намного меньше 30 минут. Современные системы диспетчерского управления оснащены компьютеризированной справочной подсистемой. Она, анализируя реальную поездную обстановку и график движения, способна самостоятельно рассчитать обгон более скоростным поездом (т.е. пассажирским), следующего по неправильному пути, более медленного грузового, следующего по правильному, с таким расчётом, чтобы пассажирский, перейдя по съезду у следующей станции обратно на правильный путь, находился на безопасном расстоянии по удалению перед тем, который он обогнал. От диспетчера требуется лишь, чтобы он дал запрос на возможность выполнения этого манёвра и, если система убедится в его возможности – разрешил выполнение. Но многие диспетчера этой возможностью не пользуются.
Я это слышал от движенца и не вижу оснований не доверять его словам. Тем более то, что в последние годы уровень профессиональной подготовки непрерывно снижается.
По поводу необходимости установки светофоров по неправильному пути. Никакой необходимости в этом нет, движение с установленными скоростями вполне можно безопасно осуществлять именно по КЛУБу (ну, или по более современному БЛОКу). Именно расширение объема гарантированно передаваемой с пути на локомотив информации делает проходные светофоры излишними. На ВСМ, например, они уже многие десятки лет не используются безо всякого ущерба для безопасности движения. Возможно, имеет смысл говорить об установке входных светофоров по неправильному пути и предупредительных к ним, но никак не о проходных. В этом случае, кстати, станция дополнительно получает маневровую вытяжку, т.ч. это решение может быть оправданным и с точки зрения расширения возможностей станционной работы.
По поводу стандартов безопасности. Вы, я думаю, не станете спорить с тем, что в авиации они ещё более строгие, чем на ж.д. Тем не менее, я могу назвать, как минимум, два крупнейших технологических изменения, принятых в её работе в последние годы, которые тоже, на первый взгляд, грозили снижением уровня безопасности. Это разрешение двухдвигательным лайнерам совершать полёты через океан и уменьшение вертикальной дистанции между соседними эшелонами в два раза, с 600 метров до 300. Когда это вводилось, тоже было в избытке алармистских возгласов, что следствием этих шагов станут неминуемые катастрофы. Тем не менее, этого не произошло. Сегодня говорят о приближении новой крупнейшей реформы в организации воздушного движения: упразднении полётных коридоров и разрешении маршрутов по кратчайшему пути между конечными точками маршрута. Ещё несколько лет назад такое невозможно было даже себе представить.
Наконец, об отмене однолицых. Здесь тоже уместно провести аналогию с авиацией. Я помню те времена, когда отечественные АК использовали советские самолёты с многочленным экипажем и тогда также не было недостатка в «знатоках», доказывающих, что это более безопасно, чем западные самолёты с двухчленным экипажем. Тем не менее, сегодня двухчленный экипаж – это норма и уже ведутся изыскания по возможности его дальнейшего сокращения.