1) Сугубо военные ж.д.(кроме изолированных при морских крепостях) стали строить уже на рубеже веков. До этого все имели коммерческое значение.
2) Имевшая также и военное значение СПб-Варшавская ж.д (вторая магистральная в метрополии)., была построена частично на частный капитал, и эксплуатировалась коммерчески интенсивно.
Про крестьян же... Характерно, что там, где было в своё время жосткое крепостничество - ж.д. построили сразу, и часто дохрена (Псковщина, Литва, Верхняя Волга, Черноземье, Малороссия). Где крепостничества не было - ж.д. появились поздно (Русский Север). "Совпадение? Не думаю"(С)
Потому что крестьяне стали активно перемещаться (частью превращаясь в рабочих), в селе стала больше создаваться местная промышленность, дворяне стали ездить в поместья как на дачу, а не жить всё время там, а кто-то и стал сдавать бывшие людские избы (а иногда и комнаты в барском доме) дачникам. А там же, где крепостничества не было, там как было - похрен, так и продолжало.
2) Имевшая также и военное значение СПб-Варшавская ж.д (вторая магистральная в метрополии)., была построена частично на частный капитал, и эксплуатировалась коммерчески интенсивно.
Про крестьян же... Характерно, что там, где было в своё время жосткое крепостничество - ж.д. построили сразу, и часто дохрена (Псковщина, Литва, Верхняя Волга, Черноземье, Малороссия). Где крепостничества не было - ж.д. появились поздно (Русский Север). "Совпадение? Не думаю"(С)

Многие, к сожалению, воспринимают свободу личного выбора, как благославление на беспредел