Машинисты обсуждают перспективы ездить в Киров без помощника
Со дня на день нижегородские локомотивщики поведут поезда в одно лицо в Киров. Кировские машинисты ездят таким образом по маршруту Киров – Нижний Новгород уже две недели. Новый формат обсуждается на различных встречах и совещаниях. И каждый раз эта тема вызывает немало вопросов. Помощников волнует – будет ли сокращение кадров? А машинистов – «вытянут» ли они, если порой с неопытным помощником с трудом доезжают до того же Кирова или Казани. Не выйдет ли экономия боком? Просчитаны ли все возможные риски?
Об этом новшестве в работе локомотивщиков говорят давно. Даже называлась предварительная дата перехода на новый режим работы – 2024 год. Однако машинисты Горьковской магистрали уже потихоньку начали так работать. К примеру, на вывозных, передаточно-вывозных и толкачах. В частности, на участке Казань – Вековка. «Одинокие» машинисты есть и в ТЧэ-6. Они уже давно ездят в одно лицо на пассажирских поездах из Нижнего Новгорода во Владимир. Но если до столицы Золотого кольца 250 км, то до Кирова – 440. За спиной машиниста – сотни пассажиров, да и сам он – живой человек. По заключению медиков, такой формат работы вдвое увеличивает нагрузку и психологическую напряжённость на машиниста. Мы поинтересовались в Горьковской дирекции тяги, с чем связано введение такого формата.
– Оптимизация. На смену старым электровозам приходят новые, более совершенные, оборудованные приборами безопасности, способные контролировать как состояние машинистов, так и ведение поезда, – пояснил начальник отдела эксплуатации локомотивов и организации работы локомотивных бригад Антон Попов.
– Нельзя не согласиться, более современные машины открывают новые возможности, но нестандартные ситуации никто не отменял. Оправдана ли экономия, если есть риск? – спрашиваю у руководителя.
– Да, вполне, я и сам работал машинистом в одно лицо на пассажирских поездах. Ездил почти по 300 км, но и 500 можно проехать. Тем более, сейчас действует система автоведения поезда, – ответил наш собеседник.
Но в том и дело, что утомление вызывают факторы, не совсем имеющие отношение к ведению поезда. Это задержки поездов у закрытых сигналов, долгое ожидание при слишком раннем вызове на явку, нарушение суточного ритма и режима питания, наконец, ответственность. К тому же, отсутствие поддержки помощника психологи тоже относят к факторам, провоцирующим развитие стресса, который будет только расти на фоне таких поездок.
– Не скажется ли это на здоровье машинистов? – всё-таки уточняю я.
– Нет, они регулярно проходят медкомиссию, всё под контролем, – заверил Антон Попов. –
К тому же, это дело добровольное, они сами будут решать, как им работать – одному или с помощником. Кстати, помощники могут не беспокоиться, сокращения в связи с оптимизацией не будет.
Мы пообщались с заместителем начальника дирекции Дмитрием Сусловым и узнали, останутся ли поездки в одно лицо добровольными и не переведут ли в итоге машинистов к одиночным рейсам.
– В любом случае это будет только по их согласию, поскольку они сами пишут заявление, проходят медкомиссию и обучение, – ответил руководитель. – Что касается ближайшего будущего, то работа в одно лицо – это уже давно наметившаяся тенденция, и не только у нас, а вообще на сети. В связи с вводом новых локомотивов, как грузовых, так и пассажирских и маневровых, будет рассматриваться вопрос по работе машинистов именно в таком формате. Но абсолютного перехода не случится.
– А человеческий фактор учитывается? Сердечный приступ, поломка локомотива? Возможность выйти в туалет, попить чаю?
– Мы уже практически полностью перешли на автоведение локомотива, когда машинист как оператор наблюдает, а система сама ведёт поезд, – пояснил он. – Ситуацию контролируют камеры, расположенные в кабинах электровозов. Для комфорта машиниста в новых локомотивах ЭП20 есть микроволновки, чайник, холодильник и биотуалет. У пассажирских поездов не бывает перегонов протяжённостью более полутора часов, как, например, у «грузовика», когда ты едешь шесть часов по «зелёной улице» и тебя никто не остановит, и сам ты не можешь встать. Во время ведения пассажирского поезда есть время для небольшого перерыва.
Ожидаем, что тема вызовет разные мнения, приглашаем к её обсуждению за круглым столом или на страницах газеты.
Ольга Шаронова
Вроде где-то в прессе встречал какие ограничения были по времени в движении, но не нашёл.